В России идет вторая международная обучающая программа по биосинтезу. Это самостийное направление психотерапии, стоящее на трех китах: телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), эмбриологии и духовных практиках Востока.
Первая программа, проходившая в 90-е, стимулировала развитие ТОП в нашей стране – ее выпускники основали Ассоциацию телесно-ориентированных психотерапевтов, о которой шла речь в одном из предыдущих номеров. К чему приведет вторая – покажет время, а пока мы беседуем о том, как же возможен синтез психотерапии и восточных концепций, с координатором программы по биосинтезу в России, известным психотерапевтом Герлиндой Буххольц.
«Я ИСКАЛ СЕБЯ С ФОНАРЕМ И БЕЗ…»
интервью с Герлиндой Буххольц
В белой мгле ледяных высот
я искал себя с фонарем и без;
но наш только лед и лед,
неподвижный хлад, точно взгляд небес.
Видел я отраженный луч,
ото льда летящий назад к звезде,
видел тьму облаков и туч…
Но себя, увы, не нашел нигде.
Михаил Щербаков
Герлинда, психология для Вас начиналось с социологии…
Да, сперва я интересовалась тем, как функционирует общество и человек в обществе. Но мне хотелось развиваться и личностно – из этого вырос интерес к психотерапии. В какой-то момент люди стали просить меня поработать с ними, и это стало переходом от теории к практике. Я перестала быть всего лишь исследователем, начала давать что-то миру. И это очень важно – видеть, как кто-то перерастает трудности, начинает жить более полной жизнью…
Вы работаете не только индивидуально, но и ведете группы. Что для Вас сейчас важнее?
Групповая работа. Мне хочется передать опыт, поучаствовать в становлении молодого поколения коллег. Но это не значит, что я забросила индивидуальную работу.
Вы проводите обучающие семинары в разных странах. В чем специфика российских групп?
О, у них есть замечательная особенность – они читающие. В других странах студентов порой приходится убеждать читать, а здесь меня постоянно спрашивают: «Какие еще источники существуют?», «Где мы можем найти дополнительную литературу?»
А вообще мне кажется, существенной разницы между людьми, стремящимися развиваться личностно, нет. Они в разных странах примерно одинаковые, открытые для нового опыта, но не в плане некритичного отношения к миру: просто они готовы учиться, открывать что-то новое, пересматривать свои взгляды…
Как бы Вы выразили одним словом энергетику нашего общества, людей?
Я бы сказала, что русские люди очень центрированы. Мне кажется, что они находятся в достаточно хорошем контакте с собой.
Давайте поговорим о биосинтезе. Он смог интегрировать и ТОП, и духовные практики Востока…
Да, в биосинтезе вообще большое место уделяется интеграции. Так, мы выделяем 3 потока жизни: действия, мысли и чувства.
У некоего абстрактного идеального человека они интегрированы, но реальность такова, что зачастую наступает их рассогласование: чувствую одно, не осознаю это, поэтому выражаю совсем другое, а поступаю еще как-то… Это не значит, что в идеале мы всегда говорим то, что думаем, и поступаем так, как хочется – нет, просто мы находимся в контакте с собой, с мыслями и чувствами, и берем ответственность за свои поступки…
Поэтому мы стараемся интегрировать эти жизненные потоки и работаем через тело, ведь телесное и психическое тесно связаны.
Связь телесного и психического, наверно, можно проиллюстрировать примером из системы Станиславского: если актер принимает позу, соответствующую определенной эмоции, то вскоре действительно начинает ее чувствовать…
Да. Терапия, собственно, и заключается в том, чтобы «принять другую позу» в метафорическом смысле – по-другому смотреть на мир, на себя, открыть в себе ресурсы…
Но это еще и то, как мы воспринимаем людей, как взаимодействуем с ними. Лучший вариант – когда мы, будучи в контакте с кем-то, чувствуем свой центр, и именно тогда мы можем быть более аутентичными в общении. Только хорошо чувствуя себя, можно почувствовать другого человека – при этом не растворяясь в нем, не теряя себя…
В отличие от психоанализа, биосинтез считает, что в центре личности есть некая здоровая, позитивная часть, а не деструктивная. Мы стараемся наладить контакт с этим ядром, помочь человеку быть в контакте с собой, и тогда жизнь станет более наполненной, гармоничной.
Что значит – «быть в контакте с собой»?
Знать, какой ты на самом деле, а не отождествлять себя с маской, которую порой приходится носить. Есть такой «американский синдром»: американцы все время улыбаются, источают позитив, показывают, что у них все «о’кей», а на самом деле за этим глянцем скрывается много боли, одиночества… Так легко потерять себя, контакт с реальностью. Но внутренняя боль никуда не исчезает, просто человек начинает от нее убегать…
И чтобы не чувствовать боль и пустоту, человек, с одной стороны, снижает чувствительность, это мешает ему наслаждаться жизнь как таковой, жизнью как процессом – так, как это делают дети. А с другой – он пытается вернуть эту чувствительность засчет «острых ощущений», и тогда могут появиться наркотики, алкоголь, уход в работу, случайные связи…
Тогда как «быть в контакте с собой» — значит быть реалистичным, присутствовать в жизни, а не взаимодействовать с ней опосредованно, через защиты.
Как теряется этот контакт с собой и почему?
Это происходит в раннем детстве. Если родители не дают ребенку любовь безусловную – любовь к нему такому, какой он есть. Если любовь дается ему не просто так – а потому, что он похож на маму или у него есть достижения…
У ребенка начинают вырабатываться психологические защиты – они помогают ему добиться любви, но мешают быть собой. Так, если ребенок, подрастая, хочет большей независимости, а мать не допускает это, то ребенок может начать ей подыгрывать, чтобы она была им довольна. При этом он жертвует собой и своей потребностью в независимости.
Как же этот контакт с собой восстановить?
К счастью, путей много. Можно пойти на индивидуальную психотерапию, можно обратиться к восточным традициям, там есть ряд направлений, помогающих центироваться, найти контакт с собственным центром: йога, тайчи и т.д. Восточные техники эффективны, но они затрагивают только телесный уровень, психотерапия же помогает разобраться еще и на уровне психологическом. Но в биосинтезе мы многое заимствуем как раз из восточных духовных практик.
Как же это происходит в биосинтезе – синтез психологии и восточных концепций?
Мы соглашаемся с тем, что помимо физического тела есть еще и энергетическое – и работаем с энергией, ее отдачей и принятием, с восстановлением энергетического тока, с чакрами… Если же клиенту трудно понять и почувствовать – что же такое «чакра», то мы просим его воспринимать это как метафору. Личность целостна, и работая на одном из ее уровней – телесном или энергетическом – мы помогаем свершаться переменам и на уровне психологическом.
Мы полагаем, что человек живет не только физической, психической, но и духовной жизнью. А значит – есть и определенная потребность в духовности, в развитии, самопознании, контакте с собой истинным. В восточных концепциях есть хорошие идеи о том, как этого достичь, и мы заимствуем некоторые приемы, техники, медитации. Конечно, мы их немного трансформируем, в соответствии с нашими целями – а они ведь в первую очередь психотерапевтические.
Те медитации, которые используются в биосинтезе, можно делать только в сопровождении психотерапевта, или что-то наши читатели могут попробовать делать сами?
Для начала лучше это делать с кем-то, т.к. медитации могут дать сильную реакцию, с которой не всегда получается справиться самому. Кроме того – надо понять, что лучше именно для тебя. А потом уже можно регулярно практиковать это самостоятельно. Не обязательно ведь ходить на терапию годами. Можно сфокусироваться на какой-то одной теме, как бы «пройти курс», и потом уже самостоятельно использовать медитацию.
Напоследок вернемся к интеграции – но уже не личности, а человечества. Сейчас идет интеграция культур, стран… Насколько это вообще реально?
Да, сейчас идет глобализация – но вместе с тем и поляризация, дисбаланс. С одной стороны, если зайти в центральный магазин какого-нибудь большого города, то нельзя понять, где Вы – в Лондоне, Москве или Нью-Йорке, так как все одинаковое. Но в обществе возрастает и поляризация, фундаментализм, особенно в религиозном плане.
В биосинтезе тоже есть представление о полярностях, с которыми мы работаем – но и о маятнике, который туда-сюда движется. Если маятника не будет, то между полярностями разверзнется пропасть, и это станет пропастью в Бессознательное. Тогда там могут твориться страшные вещи, люди могут вести себя жестоко и не понимать, что они делают.
Так что возможная интеграция человечества — это вопрос кооперации, взаимодействия: как люди могут взаимодействовать друг с другом на уровне каждого человека. Ведь если качаться в тренажерке, но вообще не читать книг, то это приведет к дисбалансу. Так и с обществом – если интеграция, взаимодействие идет только в одной сфере, например, в экономической, то это породит дисбаланс в других сферах – например, духовной.
Для меня кооперация – это модель будущего и это мораль будущего. Если мы сможем наладить взаимодействие и внутри нас, и внутри общества, когда каждый человек чувствует внутренний баланс – тогда легче пройдет и интеграция стран…
Материал подготовили: Мария Ораевская и Ирина Соловьева
Москва, февраль 2007
Наш глубочайший страх
Марианна Вильямсон
Наш глубочайший страх – не в том, что мы окажемся слабы и беспомощны.
Наш глубочайший страх – в том, что мы окажемся сильны сверх меры.
И больше всего нас пугает не наша тень – нас пугает наш свет.
Мы спрашиваем себя: «Да кто я такой, чтобы быть талантливым и успешным?»
Но на самом деле: кто ты такой, чтобы НЕ быть таким?
Ты — дитя Божье.
Если ты станешь ограничивать себя из скромности – миру не будет от этого прока.
Нет ничего возвышенного в том, чтобы сжаться, ограничив себя — окружающие только станут чувствовать себя небезопасно рядом с тобой.
Нам всем предназначено сиять, как сияют дети.
Мы рождены, чтобы прославлять Бога, который внутри нас.
Он не в избранных единицах – Он в каждом.
И когда мы позволяем нашему внутреннему свету сиять, мы бессознательно помогаем засиять другим людям.
Когда мы освобождаемся от своего собственного страха – мы помогаем освободиться от страха другим.