Психологи люди странные, правда ведь? Смотрят как-то не так, задают странные вопросы, смеются не к месту. И все у них не просто. Но если раньше они больше общались с клиентом, то сейчас – трогают. Прикасаются, заставляют танцевать, сидеть или лежать. Играют с вашим телом и разумом. Специалисты называют это «телесно-ориентированная терапия» (ТОП), но что это на самом деле? У нас вопросы к Ирине Соловьевой.
Беседовал Владислав Григорьевич Божедай — издатель.
Досье Ирина СОЛОВЬЕВА – практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП, преподаватель Института психотерапии и клинической психологии.
НАША ПСИХОЛОГИЯ: Ирина, что же такое телесно-ориентированная терапия (ТОП)?
ИРИНА СОЛОВЬЕВА: В первую очередь это психотерапия. Цели и задачи у нее такие же, как у любого другого направления. Вот до работы вы можете добраться на машине, на метро, пешком, да хоть на самокате… Различные направления в психотерапии – это «самокат и метро», а цель одна. Приходит клиент с определенной психологической проблемой – запросом, и мы помогаем ее решить. Телесная работа – средство, способ этого решения, а не самоцель. Работа через тело с внутренним психологическим миром.
НП: Вокруг этого вида терапии существует много мифов. Легко можно услышать: «Заходишь в кабинет – и тебя сразу начинают трогать!»
И.С.: Мифы порождает тревога, ведь тело – интимно и сакрально, к нему непросто подпустить постороннего человека, каким поначалу является психотерапевт. А другой миф объявляет «телеску» обычным массажем или какими-то еще медицинскими процедурами… В действительности это могут быть и прикосновения, в том числе массаж, но есть много техник, не подразумевающих телесный контакт. В любом случае, с прикосновениями мы осторожны: специалист получает согласие клиента и поясняет, зачем они нужны. Работа с дыханием позволяет клиенту прийти в контакт с чувствами, раскрыть ресурсы, стать свободнее. Используются двигательные упражнения и статичные позы. Рисунки – например, можно нарисовать болевой симптом. Есть такой замечательный метод, как телесное сознавание – клиент учится слушать и слышать свое тело, лучше его чувствовать. Нельзя полноценно присутствовать в реальности, если плохо чувствуешь свое тело. Тогда реальность воспринимается через призму иллюзий, как в Изумрудном городе, где все жители носили изумрудные очки.
НП: Получается, что в ТОП можно работать с любой проблемой, не обязательно это должно касаться тела?
И.С.: Да, тело – средство работы с психологической проблемой, в отличие от медицины, где работа идет именно с телом. Телесно-ориентированный психотерапевт может работать с разными клиентами и широким спектром проблем: с детьми, подростками, взрослыми, стариками; с проблемой зависимости, потерями, кризисами, депрессивными состояниями. Бывает индивидуальная работа, групповая, работа с семейными парами.
НП: Какие еще бытуют мифы о телесно-ориентированной терапии, кроме того, что «трогают»?
И.С.: В нашем обществе есть сексуализация телесного контакта, причем неоправданная. В действительности телесный контакт даже между мужчиной и женщиной не всегда имеет сексуальную окраску. Мы, люди, «трогательные» создания – любим трогать и когда нас трогают. Очень нуждаемся в прикосновениях, объятиях, поглаживаниях. Наверное, вы слышали теорию о том, что люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. На самом деле, все три модальности заложены природой в равной степени, просто кинестетическую мы меньше всего развиваем. Общество поощряет визуальную модальность, как в музее – «смотри и не прикасайся», и мы все вырастаем телесно голодными. В некоторых семьях детей практически не обнимают!
НП: Восполним ли этот голод? Каким образом?
И.С.: Часть кинестетического голода можно утолять в психотерапии, часть – в повседневной жизни. Прикосновений не надо бояться, о них надо договариваться! «Можно тебя обнять?», «Обними меня» и т. д. Конечно, есть социально приемлемые рамки дозволенного, не надо нарушать правила общества и бросаться на всех с объятиями. Рыба плавает, как хочет, – но в пределах своего аквариума. Важно найти баланс между «хочу» и «должен», в каждой ситуации он свой.
НП: Глядя на человека, можно сказать о его психологических проблемах?
И.С.: И «да», и «нет», тело – раскрытая, но малопонятная книга. Нам помогает знание телесной символики, так называемой «проблемной анатомии». В коленях живет страх предательства, руки отвечают за взаимодействие с миром, при этом правая рука – за контакты с мужчинами, левая – с женщинами и т. д. Эта символика архетипическая, она универсальна для всех людей, в любой точке земного шара.
НП: Есть еще культуральная символика…
И.С.: Да, более поверхностный пласт психики, то, что верно только для данной конкретной культуры: вон то племя поклоняется Солнцу, а это – мухомору… Культуральная символика есть в любом обществе, она задает определенные рамки для нашей телесности: социальные правила, по которым надо жить. Как приветствовать друга, как – начальника? Как попрощаться? Остановить такси?.. Но даже здесь проступает индивидуальность. Например, есть социально заданный жест – рукопожатие как приветствие, но все пожимают руки по-разному, проявляя свои личные особенности: желание доминировать, агрессивность, нерешительность. Мне рассказали про одного крупного бизнесмена, который во время рукопожатия тянет на себя руку собеседника. Это отображает его желание брать, грубо говоря – «все под себя подгребать». Не случайно он стал миллионером.
НП: А что о человеке говорят его телесные недомогания?
И.С.: Есть болезни с внепсихологическими причинами, и усложнять не надо: гемофилия – генетически наследуема и т. д. Как в анекдоте про Зигмунда Фрейда: «Иногда сигары – это просто сигары». Но так называемые «психосоматические заболевания» и правда порождаются подавленными переживаниями. Когда мы отгораживаемся от чувств, они никуда не исчезают: как если дома убрать нелюбимую вещь на антресоли, но она не исчезнет, более того – может начать портиться и мешать в этой квартире жить. Наши переживания начинают бродить по телу и, не найдя выхода, перерастают в болезненный симптом. Так что за телесным недугом стоят переживания, связанные с нерешенной проблемой. Так, подавленный гнев может привести к повышенному давлению. Ноги связаны с движением по жизни, если мы неверно делаем ключевые выборы (профессия, партнер, город), начинаются проблемы с ногами, они словно не хотят идти по ложной дороге. Стопы – связь с предками, нашими корнями; правая – с отцовской линией рода, левая – с материнской.
НП: По телу человека можно узнать его историю?
И.С.: Память тела начинается даже не с момента рождения, а практически сразу после зачатия. Все происходящее с нами запоминается нашим телом, отпечатывается в нем. Тело способно рассказать о нас больше, чем мы хотим и можем сказать о себе сознательно.
НП: Можно ли сказать, что физически гармоничные люди более психологически здоровы и наоборот?
И.С.: Помните простую мудрость? «В здоровом теле – здоровый дух». И наоборот, конечно, тоже. Вы верно сказали – именно «гармоничные» люди, а не победители конкурсов красоты. То есть красивые естественной, природной красотой. Есть красота естественная: нам кажется приятным то, что полезно, и нас отталкивает опасное. Притягивают запахи еды, а гниль отвращает. Красивым кажется соотношение женских параметров 90–60–90, потому что оно оптимально для деторождения. Важно именно соотношение, пропорция, то есть женщина может быть стройнее или полнее. Это вечная красота и гармония, архетипическая. Но есть и навязанные социумом каноны красоты, которые на самом деле неестественны. Они временны, у каждой эпохи свои. Одно племя решает, что красиво вытягивать мочки ушей, другое – что надо их отрубать. Это мода, она временна.
НП: Поэтому красивая модель может быть, мягко говоря, душевно некрасивой?
И.С.: Да, она красива с точки зрения социальных шаблонов. Изначально красивые черты лица перестают быть гармоничными, если на лице застывает злоба, зависть, оно интуитивно нас отвращает, ведь теперь таит опасность. Теряется природная гармония. А современный эталон женской фигуры вообще не природосообразен: узкий таз, широкие плечи… Как раз у моделей огромные проблемы с деторождением! А молодые девушки пытаются им подражать. Современное общество, особенно на Западе, отходит от природной модели красоты и здоровья и платит за это: сколько сейчас проблем со здоровьем, с зачатием и вынашиванием детей. Есть социальная, а есть природная красота, и природная красота всегда здорова.
НП: Как не терять связь с природной красотой, ведь общество на нас оказывает подспудное, но сильное давление?
И.С.: Ценить свою красоту, природную, гармоничную, которая есть у каждого человека. От природы даются разные типы фигур, это нормально. Для кого-то гармонично иметь полноватую фигуру, так называемое пикническое телосложение. Конечно, когда тело становится толстым, оно теряет свою красоту, потому что быть толстым – неестественно и даже вредно, лишний вес – следствие нерешенной психологической проблемы. Когда мы достигаем психологической гармонии, наше тело тоже гармонизируется. Когда мы видим свою красоту, то можем увидеть ее и в другом. Помните фильм Люка Бессона «Ангел А»? Ангел А подводит героя к зеркалу, чтобы он себя не просто увидел, а разглядел, улыбнулся себе. Теперь он может улыбаться и другим, он научился принимать и любить.
журнал "Наша психология"