+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Программа “Russian case” “Золотой маски”
Театр Романа Виктюка
Режиссер-постановщик Р.Г.Виктюк
Новый спектакль в театре Романа Виктюка - постановка пьесы современного драматурга Павла Арие.

Вместе с актерами мы, зрители, переносимся в страшный мир зоны отчуждения, образовавшейся после чернобыльской катастрофы. Главные герои - семья: баба Фрося (заслуженный артист РФ Олег Исаев), мама (заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова) и внук Вовик, имеющий нарушения в развитии (Игорь Неведров). Брошенные отцом (Александр Семенов). они живут в своем полуразрушеном доме в бедности и добровольной изоляции, не желая переезжать, несмотря ни на дружеские советы участкового (Александр Дзюба), ни на серьезные угрозы. В итоге это приводит к трагедии. Почему они так упорно отказываются что-то менять в своей жизни?..

Мы боимся перемен, даже если эти перемены - к лучшему. Главный залог выживания любой системы - поддержание гомеостаза, то есть равновесия. Перемены всегда нарушают гомеостаз, а значит - ставят существование системы под угрозу. Изменения приводят к рассогласованию и вынуждают искать новые формы адаптации. Все скачки эволюции на планете происходили во время резких изменений климата: всем сильно плохело, и нужно было заново приспосабливаться к среде обитания. В ситуации перемен, добровольных или вынужденных, система развивается, переходя на новый, более совершенный уровень функционирования. Или не может приспособиться и уничтожается. Этот страх уничтожения заставляет отчаянно цепляться за старое и избегать нового.

Мы, люди, консервативны по своей сути, и стремимся к привычному как к безопасному: ходим по городу одними и теми же маршрутами, делаем привычный заказ в кафе, из года в год ездим на знакомый курорт... Новаторов и экспериментаторов в каждом поколении гораздо меньше, это генетически предопределено. Новаторы задавались вопросами: “Ух ты, что там, в той темной пещере?”, “Интересно, что будет, если съесть этот незнакомый гриб?..” Конечно, не во всякой пещере обитал пещерный медведь, и не всякий гриб оказывался ядовитым, но зачастую это было именно так, поэтому в каждом поколении “новаторы” гибли чаще, чем осторожные “консерваторы”. Соответственно, чаще оставляли потомство и передавали гены именно “консерваторы”.

Эти гены заставляют нас осторожничать и избегать всего нового, но в этом кроется ловушка. Представьте, что в озере перестанет обновляться вода. Вскоре оно превратится в болото. Если мы отказываемся от перемен и новых необычных опытов, мы можем точно так же превратиться в болото... Изоляция - неоптимальная форма адаптации, она кажется безопасной, но в итоге приводит к деградации, к одиночеству, трагедиям, что мы и видим на примере героев пьесы.

Последнее время на психологических тренингах стало популярным выражение “Выйди из зоны комфорта”. На мой взгляд, оно не совсем корректно: большинство людей живет в “привычном”, а не в “комфортном”, и путает одно с другим. А “привычное” редко бывает оптимальным и полезным. Чаще всего оно - следствие инертности и пассивной жизненой позиции: “Так получилось...”, а потом страшно что-то менять... Люди годами ходят на нелюбимую работу, живут с неподходящим партером, общаются с неинтересными друзьями...

К чему приводит такой выбор, мы увидим в финале спектакля.
Для повышения уровня адаптивности, развития навыков саморегуляции, для развития нам обязательно нужно пускать в свою жизнь новое и необычное. Это таит в себе риски, для этого нужна смелость. Но в противном случае мы можем “заболачиваться”. Конечно, речь не идет о том, чтобы играть в “русскую рулетку” или иным образом подвергать себя опасности. Но пробовать непривычное, даже в мелочах, бывает полезным: новую еду, поездки в новые места, общение с новыми людьми... Выходить из своей внутренней “зоны отчуждения”.

 

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий