+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Канада, 2013
Режиссер Северин Корнамусаз.
Герой фильма - канадский подросток Ахилл (Александр Эцлинджер). Он живет с матерью и ждет выхода из тюрьмы своего отца (Рой Дюпюи), которого ни разу не видел. Представляет его героем - современным Робин Гудом, сочиняет красивые истории и рассказывает друзьям, предвкушает счастливое воссоединение семьи.

Но мечты разбиваются о реальность: вернувшийся отец не похож на сочиненный образ, да и отношения родителей заходят в тупик. Смогут ли мальчик и отец найти общий язык?

Отношения ребенка и родителей проходят 3 стадии. Они связаны с процессом сепарации - психологического отделения по мере взросления ребенка. Сепарация - не территориальное отделение: ребенок может жить рядом с родителем и быть взрослой самостоятельной личностью, а может уехать на другой конец света, но остаться в психологической зависимости. Завершение сепарации - один из основных показателей психологической зрелости.

1 Стадия слияния и идеализации. До подросткового периода родитель представляется всемогущей фигурой: чем более ранний возраст, тем фигура “могущественней”. Родитель - идеал, образец для подражания. Ребенок не видит в нем реального человека со своей самостоятельной жизнью, это исключительно “мой папа” или “моя мама”. Интересы родителя, не связанные с ребенком, удивляют и обижают.
Ребенок нуждается в идеализации, потому что она дает чувство защищенности - чем идеальней родитель, тем более защищающей фигурой он предстает. Кроме того, в раннем возрасте у ребенка нет своих ориентиров, он не знает, “что такое хорошо и что такое плохо”, ему нужен образец для подражания - система координат в этом непонятном мире.

2 Стадия обесценивания. Ребенок становится подростком, переходит из детства во взрослость. Его и пугает, и манит перспектива самостоятельности. Справляться самому? Оказаться наедине с этим непонятным миром? Возрастает тревога, как защитная реакция появляется агрессивность и направляется на ближайший объект - родителей. Внутреннее противоречие: и хочется “вылететь из гнезда”, и страшно. Поэтому чтобы облегчить себе сепарацию, ребенок... обесценивает родителя. От замечательного идеализированного объекта уйти невозможно, а от плохого обесцененного - гораздо легче. Родителям надо запастись устойчивостью и терпением: ребенок таким образом репетирует выход во взрослую жизнь. Родителю нужна устойчивость перед агрессией и обесцениванием со стороны ребенка. Можно разрешать ребенку злиться на себя, но только выражать злость в правильной форме: не нарушая границы родителя, сохраняя уважение - нельзя обзывать, кричать, поднимать руку, портить вещи...

3 Стадия сотрудничества. К совершеннолетию (примерно 18 годам) ребенок должен перейти к сотрудничеству с родителем: видеть в нем реального человека, с плюсами и минусами, сохранять уважение, возможность взаимодействия. Формируется равноправный контакт двух взрослых людей. Оказаться на этой стадии можно, только пройдя предыдущие.

Герой фильма в краткий период времени проходит первые две стадии и постепенно переходит на третью. Очарование отцом и надежды сменяются разочарованием и ненавистью, желанием его разрушить. Чуть не убив отца цианидом и чуть не умерев, мальчик принимает его таким, какой он есть: неплохим человеком со своими проблемами.

Увидеть в своем родителе реального человека - сложная задача, но необходимая для взросления.

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий