Эту пьесу написал в 1877 г. драматург Н.Я.Соловьев, затем она была доработана покровителем молодого таланта - не нуждающимся в представлении А.Н.Островским. Уже более 100 лет совместное творение двух русских драматургов идет на сцене. В 2007 г. спектакль был поставлен режиссером Сергеем Пускепалисом в театре "Табакерка" под руководством всеми любимого актера и режиссера О.П.Табакова.
Как и во многих пьесах Островского, действие происходит в Москве купеческой. Молодой богатый купец Андрей Белугин (актер Евгений Миллер) полюбил красивую, но капризную аристократку Елену (актриса Анна Чиповская). Тут бы, как говорится, и "сказке конец", но в пьесе все не может быть так просто - иначе не было бы пьесы. Красавица влюблена в друга Белугина (актер Иван Шибанов). И перед девушкой встает искушение, которому она поддается: брак по расчету. Казалось бы, типичный треугольник: богатый муж, красавица-жена и беспринципный любовник, поощряющий ее к авантюрам. Да, нечестно, да, непорядочно, но мы все взрослые люди и знаем, что такие истории "семейного счастья" встречаются. Более того - могут длиться годами. Но развязка пьесы неожиданна: не случайно первоначально название звучало как "Никто не ожидал". Елена оценила и полюбила своего мужа уже в замужестве!
Отчасти сюжет пьесы имеет биографический характер: "неравный брак" между аристократкой и простолюдином, который не может похвастаться дворянским происхождением, зато талантлив и успешен. Сам автор, Н.Я.Соловьев, был сыном простого рязанского учителя. Он прославился в Москве как драматург, премьеры его пьес шли на сцене Малого театра. И женился на дворянке из известного рода Раевских (из этого семейства происходил герой войны 1812 года Н.Н.Раевский, его дочь Мария Волконская, декабристы и т.д.). Этот брак, казалось, был мезальянсом - но оказался счастливым для обоих супругов. И в жизни драматурга, и в его пьесе любовь побеждает все предрассудки и испытания...
В жизни каждого человека бывают моменты ключевых выборов, от которых зависит вся дальнейшая судьба - так называемые "рэпперные точки". Это архетипический сюжет "витязь на распутье", который знаком нам всем с детства, еще по сказкам: герой идет-идет и доходит до распутья. Далее перед ним открывается несколько дорог, обычно три. Это число показывает вариативность выбора: почти всегда мы более свободны, чем нам кажется. Как в анекдоте: "Даже если ты играешь в красное-черное, может выпасть зеленое". И герой должен сделать выбор, причем самостоятельно и без промедления.
Отказ делать выбор наказуем, наказуем самой жизнью: ты застрянешь, перестанешь развиваться. А если в озере перестает обновляться вода, оно превращается в болото. В болоте оказывается и застрявший в точке выбора человек: депрессия, зависимость, психосоматические заболевания, суицидальные намерения...
Есть анекдот:
Богатырь доезжает до распутья и читает на былинном камне: «Направо поедешь – по морде получишь».
- Нет, не хочу направо!
«Налево поедешь – по морде получишь».
- Нет, не поеду налево!
«Прямо поедешь – по морде получишь».
- И прямо ехать не хочу…
Сидит, пригорюнился, думает… Тут раздается голос сверху:
- Слышь, ты, давай, быстрей определяйся1 А то прямо здесь по морде получишь…
То есть выбор в любом случае делать надо.
В рэпперной точке нельзя спросить совета, попросить принять за тебя решение. Это тоже наказуемо: тогда ты дальше будешь жить не своей жизнью, а чужой. То, что хорошо для одного человека, не подходит для другого, а для третьего вообще вредоносно... Представьте себе пациентов больницы, меняющихся лекарствами!
На распутье нас ждут искушения и испытания. Есть правильный для нас вариант, а есть ложный. Примешь правильное решение - пойдешь дальше по своему пути, будешь развиваться. И ждет тебя заслуженная награда, которая сперва неочевидна - приятный сюрприз. В сказках это обычно "царевна и полцарства впридачу", а в жизни у каждого награда своя. Но это всегда то, что нужно именно этому человеку. Сколько людей - столько вариантов жизненного пути и его результатов. Главное - сделать правильный выбор, правильный для тебя.
Но каждого из нас в рэпперной точке подстерегают искушения. Они подталкивают к неправильной дороге: более легкой, приятной, выгодной... Это и есть испытание. Искушение всегда заманчиво: оно обещает награду быстро и сразу. Вот только, поддавшись, мы в будущем больше потеряем, чем приобретем сейчас. Об этом предупреждает еще один сказочный сюжет: герой принимает помощь от таинственного незнакомца, пообещав расплатиться чем-нибудь в будущем. А потом оказывается, что это был дьявол, и теперь придется отдать ему своего ребенка...
Свернув не на ту дорогу, мы дальше живем не своей жизнью: не та профессия, неправильный партнер... Мы теряем себя. Поддавшись искушению, в первую очередь предаешь себя, и только потом - других.
Именно в рэпперной точке находится Елена и сперва, поддавшись искушению, не проходит испытание. Ее ждет расплата: несчастливый брак, использование любовником, сожаления и муки совести... Но, к счастью, свои ошибки мы можем исправлять. Для этого надо вернуться в точку неправильного выбора и принять правильное решение. "Вам удалось развратить мой ум, но не мою душу", - говорит Елена любовнику.
Спектакль поставлен с юмором, с внимательностью ко всем деталям, актеры играют с явным удовольствием... Не случайно в зале всегда аншлаг. И недавно в театре был сыгран юбилейный 100-ый спектакль.