Три новеллы, подтверждающие тезис о том, что «любви все возрасты покорны». В них показаны любовные истории, происходящие в молодости, зрелости и в пожилом возрасте.
«Любовь: инструкция по применению», Италия, 2011 Режиссер: Джованни Веронези В ролях: Моника Беллуччи, Роберт Де Ниро и др.
Да, чувства и страсть могут вспыхнуть в любой момент, а старость – не приговор, обрекающий на одиночество. Мысль не нова, и, если быть откровенной, сюжетные линии не поражают оригинальностью, разве что прекрасные виды городской и сельской Италии не дают оторвать взгляд от экрана.
Но в фильме есть то, что заставляет задуматься и оставляет след после финальных титров: двойные стандарты, сохранившиеся в обществе. Казалось бы, донельзя европейском и современном. Сколько же времени должно пройти, чтобы поменялись стереотипы и штампы?
А двойной стандарт следующий – гендерный. Он касается восприятия обществом возраста у мужчины и у женщины. Да, фильм показывает, что любовь возможна в любом возрасте... но только для мужчины.
Герои мужского пола от новеллы к новелле становятся старше и старше, последний герой - Адриан - уже в пожилом возрасте и имеет серьезные проблемы со здоровьем. Его исполнителю Роберту Де Ниро на тот момент было 68 лет, и создатели фильма не пытались это скрыть.
А вот возраст героинь не превышает... 40 лет! Что же получается? Мужчины стареют, но в любом возрасте могут обрести семейное счастье, как это и происходит с Адрианом. А вот женщины должны сохранять молодость, иначе им не на что рассчитывать.
В последней новелле есть эпизод, когда с Адрианом начинает флиртовать пожилая женщина – даже не ровесница, а дама чуть моложе. Но «чуть» – ключевое слово: она показана как комический персонаж, нелепая старушка с неуместными притязаниями. Для почти 70-летнего Адриана создатели фильма подбирают более «подходящую» пару – 40-летнюю Виолу в исполнении прекрасной Моники Беллуччи. При этом интересен факт: актрисе было 47 лет. Ее героиню «омолодили», чтобы она больше соответствовала герою (напоминаю – герою пенсионного возраста).
То, что позиционируется официально, и действительное положение вещей. То самое «де юре» и «де факто». И для того, чтобы гендерные стереотипы поменялись, нужны не просто годы, а десятилетия.
А пока двойные стандарты сохраняются: и в Европе, и на территории бывшего СССР, в том числе в России. Так, в одной бывшей союзной республике не так давно я услышала: «Мы – современные люди, европейцы! У нас равноправие! Но женщина должна быть скромной».
Согласно фильму, получается, что и итальянцы – «современные люди» с «равноправием». Но женщина должна быть молодой и красивой! И желательно – Моникой Беллуччи.