+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Вы замечали интересную закономерность? Последнее время истории любви в литературе и кинематографе все чаще посвящаются явным перверсиям или близким к ним проявлениям.

И при этом романтизируются: «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс – роман о садомазохисте, «Музей невинности» Орхана Памука – о скрытом фетишисте и другие. Пугающая тенденция. Чем можно ее объяснить?

 

 

Нормальные переверсии?

Начало XXI века – время нарциссических ценностей, когда другой человек воспринимается не как «субъект» – равноправная личность со своим внутренним миром, а как «объект», служащий для удовлетворения потребностей.

Любовь для нарцисса – не встреча двух равных планет, любовь – это когда он сам планета, а партнер вращается вокруг него, как спутник.

Материальные блага в обществе потребления имеют свою цену, заставляя забыть о психологической и духовной составляющей жизни. Произошел переход субъектных отношений в объектные. Нарциссов окружают не живые люди, а предметы. Объектное отношение к партнеру характерно как раз для перверсий. Так, фетишист не видит разницу между партнером в целом, его частью (как при фут-фетишизме) или предметом, связанным с партнером (что и происходит с героем Памука, тайком коллекционирующим вещи любимой девушки).

Перверсии формируются в детстве, когда маленький ребенок относится к миру объектно: мир существует для удовлетворения его потребностей. Детская любовь всегда эгоистична: «Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом» (Дон Аминадо). Он не понимает, что другой человек – равная ему Вселенная, в которой есть чувства, мечты, желания и т. д. Сексуальность человека с перверсией искажается уже в раннем детстве, плюс происходит фиксация в этом возрасте.

Перверсии появлялись на страницах книг и раньше: Захер-Мазох и маркиз де Сад, В. Набоков с историей педофила... Но их современники понимали, что авторы описывают не норму. А в начале XXI века пересматриваются многие ранее незыблемые границы, в том числе между нормой и патологией. «Музей невинности» Орхана Памука для меня не история прекрасной любви, а описание фетишизма, алкоголизма и инфантилизма – трех «измов». Что, конечно, не умаляет литературные достоинства книги.

 

 

Вещи вместо человека

Герой по имени Кемаль – молодой стамбульский богач. Он собирается жениться на девушке своего круга, но встречает бедную родственницу – Фюсун, вспыхивает страстью и решает вступить в сексуальные отношения без обязательств. Девушка сразу же соглашается, а потом весь роман обвиняет в коварном соблазнении и манипулирует чувством вины. Поймав Кемаля на лжи, Фюсун исчезает. Лишившись объекта страсти, герой страдает и решает, что это – любовь, и даже расторгает помолвку.

Но любовь ли это? Весь роман герой описывает тело девушки и свое восхищение им. Ее мысли и чувства остаются практически без внимания, образ Фюсун как личности остается непонятным, очевидны только ее невероятная красота и физическое влечение героя. Герой романтизирует свою любовь, но на самом деле девушка для него выступает в роли неживого объекта его страсти.

Неудивительно, что это влечение перерастает в фетишизм. Кемалю так нравится ее тело и запах, что в ее отсутствие он трогает предметы, которых она касалась, проводит ими по телу, составляет тайную коллекцию… Эти предметы замещают ему Фюсун и близость с ней. От контакта с предметами он то возбуждается, то успокаивается. Герой почти на десять лет отказывается от секса, получая чувственное удовольствие от предметов, касавшихся тела Фюсун. Плюс ко всему у него явные проблемы с алкоголем, что неудивительно: если личность зависимого склада, она склонна к зависимости от всего, будь то турецкая водка или женщина. Кемаль живет всю жизнь с мамой, тоскуя по Фюсун и напиваясь по вечерам.

Корень эмоциональной и сексуальной зависимости – отношения с родителями.

У Кемаля не произошло сепарации от матери. Об этом говорит и склонность брать на себя чрезмерную ответственность за женщину, и терзания ложным чувством вины. Пропавшая Фюсун спустя год дает о себе знать. Герой мчится к ней верхом на белом шевроле и обнаруживает, что она уже замужем за молодым киношником и нуждается в деньгах. На протяжении последующих восьми лет Кемаль ездит к ним в гости, чтобы хотя бы любоваться Фюсун, содержит всю ее семью и тайком ворует ее вещи. Неживые объекты становятся замещением реального живого контакта. Мужчиной движут и страсть, и вина.

Невозможность завершить любовные отношения, признав фиаско, говорит о нерешенных проблемах с родителями.

 

Взрослая девочка

А теперь давайте рассмотрим проявления инфантилизма. Фюсун использует мужа так же, как и Кемаля: муж спас ее от «позора», а она живет с ним, отказывая в сексуальной близости. Мужчины все время помогают и спасают Фюсун, а получают лишь возможность любоваться ее красотой на расстоянии. Обмен не равен. Он нормален не во взрослых отношениях, а в детско-родительских: папа – дочка.

Фюсун выглядит не романтической героиней, а инфантильной девочкой, отказавшейся взрослеть. Всю жизнь она жила с родителями, даже выйдя замуж; не училась и не получила профессию, провалившись на экзамене; проработала только несколько недель – продавцом в бутике, куда ее взяли за внешние данные. Там она знакомилась с богатыми мужчинами, ходила с ними на свидания, и один из них в итоге ее полюбил и содержал долгие годы. В юности она участвовала в конкурсе красоты, потом мечтала стать киноактрисой, не предпринимая конкретные шаги, ожидая, что ей помогут муж или поклонники.

Что она делала для мира? Что давала или хотела дать? Даже актрисой она мечтала стать только для известности, то есть ради себя самой, а не других. Это – инфантильная потребительская позиция.

Зрелая личность думает о том, что она сама дает миру.

Видимо, у Фюсун были нерешенные эдипальные проблемы с отцом. Не случайно в качестве партнеров она выбирала родственников: и Кемаль, и муж приходились ей дальней родней, что является инцестуозностью. Свои претензии к отцу она переносила на мужчин, проигрывая один и тот же сценарий: мужчина ей что-то должен, заботится и дает, а она капризничает и предъявляет претензии. В разговорах с Кемалем она постоянно жалуется на мужчин и посмеивается над поклонниками.

Похоже, что все эти годы она жила с бессознательным ощущением того, что отец ей что-то недодал, но должен дать. И суицид она совершила сразу же после его смерти: возможно, бессознательно она решила последовать за отцом, который так и остался главным мужчиной в ее жизни. А Кемалю остались лишь ее вещи... Это история любви или нездоровой привязанности – решать читателю. 

Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle