+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Фильм снят по роману Иэна Макьюена. Обладатель и номинант самых известных кинопремий, включая Оскар и "Золотой глобус".

Великобритания, США, Франция; 2007
Режиссер: Джо Райт.
В главных ролях: Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Сирша Ронан и др.

В начале действия главной героине всего 13 лет, однако Бриони настроена не по-детски серьезно: она собирается стать писательницей и мечтает о любви Робби. Вот только есть одно "но": Робби - взрослый мужчина, и он направляет свою сексуальность не на девочку-подростка, а на ее старшую сестру Сесилию. Что, конечно, свидетельствует только в его пользу... Между Робби и Сесилией возникают глубокие чувства, а Бриони остается только наблюдать за развитием событий и страдать от ревности и зависти.

И тут происходит событие, ставшее роковым для всех участников. В темном парке Бриони застает свою юную кузину Лолу с мужчиной. Это Англия 1935 с многочисленными сексуальными табу: мужчина сразу же убегает, а Лола начинает плакать и кричать, что ее изнасиловали. Теперь все зависит от свидетельских показаний Бриони. И она свидетельствует... против Робби, сделав из него преступника. Что интересно, девочка сама искренне верит своим словам, и лишь годы спустя понимает, что ее ошибка разрушила жизнь Робби и сестры, а затем косвенно привела к их гибели.

Здесь мы видим интересные психологические механизмы. Давайте их разберем на таком замечательном примере, подаренном нам писателем и съемочной группой.

Психика адаптивна, а Бессознательное всегда работает на интересы своего обладателя (так, как оно само понимает эти интересы). Для защиты от душевной боли есть многочисленные механизмы.

Отвержение объектом любви, безусловно, причиняет боль. В том числе - бьет по самооценке, наносит так называемую "нарциссическую рану", то есть вызывает сомнения в собственной ценности, привлекательности, хорошести. "Он ведь такой чудесный, но не любит меня! Значит, я такая ужасная..." И тогда может включиться психологическая защита: "Нет, это он ужасный!" Возникает обесценивание объекта: виноград зелен, объект неценен!

И это обесценивание может дойти до демонизации: объект наделяется самыми ужасными качествами, ему приписываются не просто плохие, а ужасные поступки. Он превращается в символического "демона", чудовище... На фоне демонизированного объекта собственная самооценка вновь поднимается. К обесцененному и демонизированному объекту легче потерять интерес, разлюбить...

Идеализация и обесценивание - две крайности, которые легко могут друг друга сменить. Вот почему говорят: "От любви до ненависти один шаг". Вот только любовь, легко перешедшая в ненависть, на самом деле любовью не была. Это влюбленность, идеализация или эгоистическое желание обладать объектом...

Бриони, чувствуя себя отвергнутой, моментально демонизирует Робби. Из объекта прекрасных чувств и вдохновения он становится для нее насильником несовершеннолетних девочек, лгуном, в общем, страшным злодеем. В механизме обсценивания и демонизации всегда присутствует деструкция, агрессия, ненависть к объекту и желание его разрушить. Бриони понимает, что судьба Робби зависит от ее показаний, и убеждает себя в его виновности, после чего мужчину увозят в тюрьму полицейские. Спустя несколько лет он говорит о своем пребывании в тюрьме как об "аде"; девочка таким образом бессознательно наказала его за отвержение и "измену". То, что мужчина просто не ответил на ее чувства, воспринмается ей праткически как предательство...

Итак, еще один защитный механизм психики - подмена объективной реальности своим субъективным восприятием. На место факта ставится фантазия, личное мнение, зачастую далекое от истины. Увы, некоторые люди объявляют свое субъективное восприятие единственной реальностью, не сомневаясь в себе. А вместе с тем факт и восприятие факта различаются. В восприятии Бриони: Робби и Сесилия плохо с ней обошлись, предали, обманули... В действительности факты заключались в том, что 13-летняя девочка мечтала о любви взрослого мужчины и подглядывала за ним и сестрой. Пыталась навязывать свою любовь, что только смущало его...

Отрицание и искажение реальности - защитные механизмы психики. В крайней форме они переходят в безумие. Фантазия, в которую человек сам поверил, называется фантазмом. Фантазм убедительней фантазии и умышленной лжи, ведь сам человек искренне убежден в своем фантазме. Поэтому ложные показания Бриони полиция принимает за правду: девочка не врет, она свято убеждена в своих словах, и ее уверенность оказывает решающее влияние на действия полиции.

Нагативные проекции - разновидность искажения реальности. Негативные проекции заставляют приписывать другому то, что на самом деле является твоим собственным внутренним материалом. Бриони наполнена гневом и возмущением, желанием мстить и разрушать, но приписывает Робби злонамеренность и желание совершить насилие... Она проецирует на него свою собственную деструктивность.

То, что не хочешь в себе видеть и признавать, юнгианская традиция называет "теневым материалом" - частью архетипа Тени. Именно собственная Тень приписывается другим в негативных проекциях. Например, некто злится на своего близкого, но отрицает это, и тогда он скажет: "ТЫ на меня злишься!" Или собственная зависть приписывается объекту зависти: "Так это же он(а) мне завидует!"

Если Бриони приписала Робби деструктивные намерения, это говорит лишь о ее собственных скрытых деструктивных желаниях...

Негативные проекции приписывают другому человеку нечто теневое, из собственной души. И важно: что именно? Героине фильма показалось, что объект ее ярких чувств вступил в сексуальную связь с девочкой-подростком. И тут мы уже видим психологический механизм замещения, подмены, скрытой идентификации. Накануне Бриони подглядела сексуальную сцену между сестрой и Робби. И теперь в ее негативной фантазии Робби изнасиловал Лолу. Что за этим стоит? Возможно, зависть к сестре, желание быть на ее месте, оказаться объектом сексуального интереса. И тогда Бриони чудится, что имено Робби занимается сексом с Лолой. Не являетсия ли эта фантазия отображением тайного желания Бриони? Может, она сама хотела быть изнасилованной им?..

Вторая часть фильма переносит нас на несколько лет спустя. Началась Вторая Мировая война, и повзрослевшая Бриони становится медсестрой в госпитале. Она перевязывает раны, чувствуя ужас; отмывает больничные утки; держит за руку умирающего в бреду солдата и пытается его утешить... Возможно, подсознательно она чувствует свою вину в той детской истории и уже во взрослости пытается таким образом ее искупить.

Это еще один защитный адаптивный механизм психики, направленный на снятие чувства вины: если ты виноват перед кем-то, но не можешь или не хочешь исправить свою вину перед ним напрямую, тогда механизм замещения заставляет компенсаторно совершать добрые жертвенные поступки по отношению к другим объектам. Например, крестный отец мафии может жертвовать деньги сиротам или строить церковь... Любопытно, что Бриони выбрала объектом своей заботы, доброты и жертвенности именно молодых мужчин - ровесников Робби. Не потому ли, что в глубине души сомневалась в своей правоте и терзалась виной?.. А вскоре она получает неожиданное доказательство своей ошибки.

Мы видим и Робби с Сесилией: за годы разлуки их чувства не угасли, но теперь пару разлучает война. Разлучает навсегда: Робби, будучи солдатом, получает ранение, приведшее к сепсису, а Сесилия погибает во время затопления метро в результате бомбежки...

Искупление вины продолжается в третьей, самой короткой части фильма. Пожилая Бриони осуществила мечту детства - стала известной писательницей. И написала книгу о любви сестры и Робби, вот только о любви со счастливым концом. Это то, что она хотела бы подарить им в реальности, но не смогла, и сделала это символически, в литературном произведении - создала для них счастливую альтернативную реальность.

С одной стороны, такой поступок говорит о том, что и для пожилой Бриони важен мир фантазий, в котором она привыкла жить с детства. С другой - мы видим качественное изменение личности. Юная Бриони терзалась завистью, ревностью, скрытой злостью. А Бриони в зрелом возрасте способна радоваться чужому счастью и желать его для других.

И не только потому, что в ней говорит чувство вины и жажда искупления: она качественно изменилась за эти годы.

Ребенок эгоистичен и эгоцентричен. То же было и с человечеством на заре времен: солнце вращается вокруг нас! Мы в центре мира, весна наступает, чтобы нас порадовать, а зима - в наказание за грехи! Лишь современный человек имеет шанс осмыслить масштабность Вселенной, чудо появления жизни и ее уязвимость... Ребенок, как и древние племена, убежден в том, что является центром мира и все происходящее так или иначе связано с ним. По мере достижения психологической зрелости фокус внимания смещается, на место эгоизма становится альтруизм, ответственность за других и желание заботиться о них.

Зрелая личность способна исходить не только и не столько из своих интересов. Радоваться за других, а не завидовать. Инфантильная эгоистичная позиция: "У меня этого нет, пусть и у других не будет!" Маленькая Бриони завидовала сестре: ей досталась любовь. И она отняла эту любовь у сестры. Зрелая позиция: "У меня этого нет. Но хоть у кого-то есть, и я могу порадоваться за него!" Взрослая Бриони подарила сестре счастливую любовь, правда, только на страницах своей книги.: "У меня этого нет, пусть и у других не будет!" Маленькая Бриони завидовала сестре: ей досталась любовь. И она отняла эту любовь у сестры. Зрелая позиция: "У меня этого нет. Но хоть у кого-то есть, и я могу порадоваться за него!" Умение радоваться чужой радости - одна из черт зрелости.

Зависть - естественное человеческое чувство, говорящее о нехватке чего-то в твоей жизни. Вопрос в том, что человек делает со своей завистью. Превратить зависть в деструкцию, разрушение объекта зависти - эгоистичный инфантильный механизм. Зрелый выбор: превратить зависть в развитие, стремление к самосовершенствованию, во вдохновение... Если любовь сестры ранит маленькую Бриони, то зрелая Бриони вдохновляется на написание романа.

Внешние обстоятельства могут быть самыми разными, и не всегда они зависят от нас. Но что делать в этих обстоятельствах - личный выбор каждого. И каждый выбор имеет свою цену...

Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle