Фильм примечателен не только тем, что в нем вместе снялись Антонио Бандерас и Анжелина Джоли, но и психологическим содержанием. Зритель видит, как в одном человеке могут проявляться лучшие и худшие черты, в зависимости от того, с кем он имеет дело.
Режиссер: Майкл Кристофер
В главных ролях: Антонио Бандерас, Анжелина Джоли
Действие фильма начинается на Кубе. Преуспевающий бизнесмен Луис (Антонио Бандерас) хочет жениться на американке: "Здесь люди живут прошлым, а в Америке - будущим". Он переписывается с Джулией (Анжелина Джоли) и приглашает ее к себе, влюбляется и женится. Поведение Луиса безупречно: красивый, умный, благородный, он окружает жену заботой и любовью. Казалось бы, и она ведет себя, как идеальная супруга, но постепенно проявляется ее вторая натура: жестокая и коварная. В итоге и вовсе выясняется, что настоящая Джулия была убита на корабле, и на берег к жениху сошла занявшая ее место Бонни - авантюристка. Бонни убегает, ограбив Луиса, а тот начинает искать ее и находит.
Джулия/Бонни разрывается между двумя мужчинами: Луис любит ее и все прощает. Ради нее он готов на все. Но сообщник и любовник по имени Билли не оставляет ее в покое, склоняет к новым преступлениям, а потом и вовсе к убийству Луиса. Интересно, что Луис называет девушку "Джулией", а Билли - прозвищем "Бонни". С ними она ведет себя по-разному, кажется, что это и правда две женщины, но на самом деле - одна. И при этом ни одно из имен не является настоящим...
Одновременно находясь в любовной связи с обоими, Джулия/Бонни выстраивает с ними совершенно разные отношения. С Луисом это любовь, забота и уважение, с Билли - нездоровые зависимые отношения. В фильме есть две эротические сцены, с каждым из мужчин. И они выстроены контрастно: нежность и страсть в эпизоде с Луисом и садо-мазохизм, с ножом и кровью, в эпизоде с Билли. Каждый из мужчин пробуждает разные стороны Джулии/Бонни.
Вы замечали, что с разными людьми вам хочется вести себя по-разному? Скорее всего, да, и во многом это зависит от того резонанса, который между вами наступает: какие стороны вашей личности активизируются и реализуются в контакте с этим знакомцем.
Возможно, в вашем окружении есть тот, с кем проявляются ваши худшие черты: вы ловите себя на том, что сплетничаете и злословите, становитесь злым, жестоким... Возможно, начинаете нарушать правила и даже предаете собственную систему ценностей, о чем потом жалеете. Значит, в этом контакте активизируется Тень - все худшее, запретное, подавленное и вытесненное... Есть люди, которые пробуждают Тень в окружающих, все самое худшее. Именно таким "теневым контактом" является для Бонни негодяй Билли: он ужасно с ней обращается, но ей это нравится, более того, она сама становится лживой и жестокой.
Каким образом можно пробудить Тень в другом человеке? Иногда - своим примером. Именно так приятель-хулиган склоняет к преступлению мальчика из хорошей семьи: он сам предъявляется из Тени, и делает это заманчиво.
Иногда, напротив, Тень в окружающих пробуждает тот, у кого собственная Тень подавлена. Например, есть сценарий Жертвы - виктимного поведения. Жертве еще в детстве запретили проявлять агрессию и защищать себя, в его Тени оказалось много
подавленной агрессии. И Жертва бессознательно провоцирует окружающих на то, чтобы они ее обижали. Подавленная агрессия Жертвы вступает в резонанс с окружающими и поднимает их собственную злость.
Бывает и сценарий "красавицы и чудовища": Красавице для контраста нужно рядом Чудовище, чтобы она сама оставалась Красавицей. Люди такого типа живут на уровне Маски: "Я такой хороший!" Они не готовы признать в себе никакие теневые чувства: "Я никогда никому не завидую!", "Я со всеми такой добрый!" У них нарциссическое ложное Я, идеализированное представление о себе, которое они пытаются сохранить любой ценой. И тогда им приходится проецировать собственные чувства на окружающих: "Я никогда ни на кого не злюсь, потому что я добрый. Это вокруг все такие злые!" И что тогда происходит с окружающими?
Может возникнуть эффект проективной идентификации: на тебя сбрасывают проекцию, и ты начинаешь вести себя в соответствии с ней. Красавица сбрасывает на окружающих проекцию Чудовища, и кто-то и впрямь начинает ей соответствовать и вести себя, словно Чудовище.
Какие признаки сценария Красавицы и Чудовища? Если кто-то из ваших знакомых играет в игру "мой партнер/друг/родственник плохой, но я с ним общаюсь, потому что я хороший" - вот это верный признак Красавицы, которой требуется Чудовище, чтобы символически "отдать" ему свою Тень. При этом Красавица сама может делать ужасные вещи, бессознательно руководствуясь собственной Тенью: как это было со средневековыми инквизиторами - "Красавицами" того времени, "спасающими" на кострах "Чудовищ".
В вашем окружении могут быть и люди другого типа: живя на уровне Маски, они оставляют на уровне Маски и других, не давая им идти в глубину. Они кажутся "хорошими", исключительно позитивными, но это лишь поверхностная маска, в соответствии с которой человек живет. В отличие от предыдущего типа, он не "отдает" окружающим свою подавленную Тень, а побуждает окружающих также жить на уровне Маски и игнорировать собственную Тень.
Их отношения поверхностны, поведение неискренне и определяется правилами, позвошяющими мохранять позитивный образ себя. Окружающие в их присутствии перестают быть искренними и начинают выдавать ожидаемую можешь поведения, опасаясь оценивания.
И с теми, кто заставляет нас вечно быть в Маске, и с теми, кто поддерживает лишь нашу Тень, трудно оставаться собой и понимать, какой же ты на самом деле.
Так и героиня "Соблазна" мечется между двумя мужчинами, теряя себя. Лишь в конце она обретает себя и настоящую любовь: когда Луис доказывает, что любит ее настоящую, а не Маску идеальной Джулии. При этом видя и теневую часть по имени Бонни. За этими играми он сумел увидеть настоящую женщину, полюбить ее и принять. Это и есть настоящая любовь, которая строится не на идеализации и на игнорировании недостатков, а на принятии партнера таким, какой он есть.