Главный герой Говард Били - некогда популярный телеведущий новостной передачи, но теперь его рейтинги падают и начальство собирается отправить его на пенсию. От отчаяния Говард прямо в прямом эфире обещает совершить суицид. И тогда... телезрители, жаждующие "хлеба и зрелищ", прилипают к телеэкранам в ожидании интересного "зрелища". Рейтинг передачи снова поднимается, и речь об увольнении уже не идет.
Режиссер: Сидни Люмет
В главных ролях: Питер Финч, Фэй Данауэй
Из вечера в вечер герой чудит прямо на глазах у многомиллионной аудитории, и секрет его эпатажного поведения прост и печален. Он сходит с ума, в прямом, а не переносном смысле. У него развивается психическое заболевание. Он нуждается во врачебной помощи, но если его состояние вернется к норме, он станет совершенно обычным телеведущим, малоинтересным для зрителей, и рейтинги вновь рухнут. Перед его коллегами стоит выбор: предоставить ему психиатрическую помощь, но лишиться высоких рейтингов, или позволить ему сходить с ума и мучиться, зато сохранить популярность передачи... Отпустит ли героя телесеть? Сможет ли он из нее вырваться?..
Есть довольно известная шутка о том, что в мире идет не борьба "добра и зла", а борьба "добра и бабла". В ней есть зерно истины: "бабло", то есть деньги, символизируют потребительскую систему ценностей, основанную на желании получить выгоду и использовать другого человека.
Такая позиция называется "объектной системой отношений". Другие люди рассматриваются как неодушевлённые объекты, а не живые субъекты. Так совсем маленький ребенок воспринимает свое окружение: близкие люди для него ничем не отличаются от бутылочки, погремушки и теплого одеяльца. Они вертятся вокруг ребенка, как спутники вокруг планеты, и удовлетворяют его потребности. Это их обязанность, и в восприятии ребенка - так и должно быть, именно для этого они и нужны. Малыш эгоцентричен: он воспринимает себя как центр мира.
Инфантильные люди сохраняют эгоцентричное мировосприятие и объектную систему отношений: во взрослом возрасте им по-прежнему продолжает казаться, что окружающие прямо-таки должны удовлетворять их потребности и заботиться о них. Поэтому на чувство благодарности они просто неспособны. А если мир их ожиданиям не соответствует, они начинают злиться и обижаться, объявляют мир "бездушным, жестоким и холодным".
Человек такого склада не способен не только на благодарность, но и на эмпатию, сочувствие, заботу о других людях. Ведь другой человек для него ничем не отличается от чайника или автомобиля: чайник должен кипятить для него воду, автомобиль его возит, и люди так же должны быть ему чем-то полезны, выполнять по отношению к нему некий функционал. А если другой человек не приносит ему очевидную пользу, он просто не нужен. И своих чувств и мнения у него не может быть, также как у чайника и автомобиля.
Если инфантил и заботится о своих близких, то как о неживых объектах, нуждающихся в уходе, чтобы дольше прослужили. О чайнике и автомобиле тоже ведь как-то надо заботиться...
Именно таково окружение главного героя "Телесети". Чем все закончится, Вы узнаете сами, посмотрев фильм.
А мы Вам предлагаем список признаков того, что близкий человек относится к Вам потребительски, как к объекту, а не живому человеку.
- Он(а) появляется в Вашей жизни только тогда, когда нуждается в Вас.
- Постоянно обращается с просьбами о помощи.
- При этом не благодарит.
- В случае Вашего отказа помочь, обижается, злится и прекращает общение или начинает обвинять в том, что Вы - плохой друг/партнер/родственник.
- Ваши просьбы о помощи игнорирует или отказывает, одним словом, воспринимает негативно.
- Не интересуется Вашими делами, чувствами, проблемами.
- Все Ваши разговоры переводит на себя и свои проблемы.
- Постоянно подсчитывает, что он(а) для Вас сделал(а) и потом "предъявляет счет".
- При этом сразу же забывает все то, что Вы делаете для него/нее.
- Всегда ставит на первое место себя и свои интересы, и никогда - Ваши.