+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

"Декстер" - необычный сериал, вызвавший противоречивые отклики зрителей: от требования запрета до обожания. В любом случае, отклики яркие, эмоциональные, и фильм интерес с психологической точки зрения.

 

 

 

США, 2006-2013 (8 сезонов)

В главных ролях: Майкл Си Холл, Дженнифер Карпентер.

Главный герой - маньяк-убийца, направляющий свой гнев и жажду крови на убийц, ушедших от правосудия. Звучит не очень симпатично, правда? Но постепенно зритель узнает, что сформировало патологию Декстера, и отношение к нему меняется. В детстве Декстер видел жестокое убийство своей матери, что привело к патологическому интересу к убийствам и крови. Приемный отец-полицейский научил его направлять жажду убийства только на злодеев и успешно прятаться от полиции.

Декстер живет двойной жизнью: днем он ответственный судмедэксперт, работающий в полиции Майами, преданный брат и компанейский коллега. А ночью над ним берет власть "Темный Попутчик", как его называет сам герой. А говоря психологическим языком, субличность, заставляющая убивать. И такой, мягко говоря, необычный персонаж стал одним из самых популярных и любимых героев современного кинематографа. Почему?

Сознательно или нет, зритель всегда отождествляет себя с героем фильма. В данном случае - с Декстером, маньяком-убийцей. "Темный Попутчик" есть в каждом - темная сторона, которую К.Г.Юнг назвал "Тенью". У каждого человека есть жестокая, агрессивная часть, жаждущая деструкции и получающая удовольствие от разрушения. Но не каждый готов это признать. Она отрицается и подавляется, копится внутреннее напряжение, а затем приводит к вспышкам агрессии, саморазрушению, психосоматике... Смотря сериал “Дестер”, зритель может в безопасной форме прожить контакт с этой частью и "выпустить пар", сам того не осознавая.

Противники сериала опасались именно этой идентификации: вдруг зрители начнут брать с Декстера пример и творить самосуд? Конечно, такая опасность есть. Но если зритель ищет повод для реализации своей агрессии, им может стать что угодно, даже мультсериал про Тома и Джерри. Так что дело не во внешних стимулах, а во внутренних процессах. Человек, наполненный недовольством жизнью и внутренней агрессией, может разозлиться на весеннее солнышко и зеленую травку...

Как говорил булгаковский Кот Бегемот, “История нас рассудит”, и время показало, что ни в какой из стран показ сериала “Декстер” не привёл к массовым убийствам.

“Темный Попутчик” - внутренний провокатор каждого из нас. Поддаваться ему или нет - личный выбор каждого, за который он сам же несёт ответственность. С каждой серией мы видим развитие персонажей. И если в начальных сезонах Декстер перекладывает ответственность на Темного Попутчика, то потом осознает, что Темный Попутчик - он сам. Такое перекладывание ответственности на выдуманного персонажа - детский защитный механизм. “Это не я разбил(а) вазу, а котёнок, который пришёл к нам в гости!” - говорят маленькие дети.

В случае Декстера речь идёт не о разбитых вазах и котятах, но внутренняя логика такая же. Это невозможность признать свою ответственность, потому что она связана со слишком сильным чувством вины и стыда, со страхом наказания и отвержения. Ребенку стыдно за разбитую ВАЗу, он чувствует себя плохим и боится, что родители тоже сочтут его плохим и не будут любить. “Я плохой” - слишком болезненное переживание. И тогда появляется спасительная фантазия: “Это не я плохой, это котёнок, это Темный Попутчик, но не я!”

Выдуманный персонаж становится объектом перекладывания ответственности, громоотводом для гнева окружающих и возможного наказания. Это “удобный” механизм, имеющий явную выгоду. Но он приводит к все большему искажению реальности. И не решает проблемы.

Декстер как персонаж интересен тем, что он меняется по ходу действия, развивается, трансформируется. Если в начале сериала акцент смещён на его действия, то постепенно на первое место встают его переживания, размышления - внутренний мир.

Первый сезон сериала снят по книге Джеффа Линдсея, дальше создатели сериала прописывали сюжет сами, и история получилась захватывающая и психологичная. Мы видим развитие персонажей: в начале Декстер - холодный психопат с замороженными чувствами. Но постепенно он начинает проживать эмоции, строить отношения... И жертвовать собой ради близких и во имя любви. Что и происходит в финале фильма, когда “холодный монстр” из первых серий ставит на первое место чужие интересы.

А ведь способность к самопожертвованию - один из ключевых показателей личностной зрелости и духовного роста.

Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle