Почему этот мрачный, тяжелый фильм полюбился зрителям и сходу ворвался на вершину рейтинговых списков?
Режиссер: Мартин МакДона.
В главных ролях: Фрэнсис МакДорманд, Сэм Рокуыээ, Вуди Харрельсон и др.
Это драма о противостоянии одиночки и общества, о поиске справедливости и сложных жизненных выборах.
Молодая девушка из американский провинции изнасилована и убита. После безуспешных попыток расследования, полиция пускает ситуацию на самотек, но мать решает бороться до конца. На придорожных билбордах она вывешивает обращения к местной власти с требованием продолжать поиск убийцы.
Казалось бы, завязка не нова: поиск справедливости и желание мести за совершенное преступление. В чем же особенности именно этого фильма?..
Из ряда фильмов с подобной завязкой именно этот выделяется выбором главного действующего лица и тем, как дальше развиваются события.
Главная героиня Милдред не обладает особыми навыками, сверхспособностями и тайными знаниями. Она не молода и не красива. Это самая обычная женщина, стареющая, живущая в провинции. Она разведена, у нее плохие отношения с бывшим мужем и с подрастающим сыном.
В ней нет ничего необычного и супергеройского. И именно эта "обычность" позволяет зрителю идентифицироваться с ней. Она ничем не выделяется, кроме своей внутренней решимости и упорства. И не пытается казаться лучше, чем она есть: у нее тяжелый характер. Но естественность подкупает…
Обычно в фильмах о противостоянии одиночки и общества герой противостоит толпе злодеев и в конце триумфально побеждает (реже – трагически погибает). В этом фильме все иначе.
Во-первых, нет деления на "плохих" и "хороших". Одни и те же герои совершают самые разные поступки, и достойные восхищения, и заслуживающие порицания. Вспоминается Сергей Довлатов: "В этой повести нет героев и нет злодеев. Да и в жизни их тоже нет".
Во-вторых, в итоге нет ни победы, ни проигрыша, и концовка оставляет простор для фантазий и предположений.
Отсутствие деления на "черное" и "белое" приближает фильм к реальной жизни...
Интересны трансформации, через которые проходят герои. Они меняются, меняются их взгляды, отношения и поведение. Создатели фильма делают акцент не на динамичное развитие сюжета, а на внутренние изменения героев.
В начале фильма героиня испытывает неприязнь к новой девушке бывшего мужа, совсем молоденькой красотке. Но потом она признает ее человеческие качества и даже начинает защищать перед бывшим мужем: "Не вздумай ее обидеть!"
Интересную перемену претерпевает герой Сэма Рокуэлла по имени Диксон. В начале фильма он – типичный «плохой полицейский» в глухой провинции, злоупотребляющий властью и творящий произвол. Встретившись с пониманием, сопереживанием и поддержкой старшего товарища, он меняется. Теперь он может сам относиться к людям с сопереживанием и понимаем, его интересует уже не власть, а справедливость, и ради нее он готов действовать в ущерб себе.
В завершение хочется подчеркнуть: мы не считаем правильной идею мести, не поддерживаем героев, стремящихся творить самосуд. Мы пытаемся понять причину популярности фильма.
А что касается этических выборов, их каждый человек делает сам, и несет за них ответственность.