+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Любителям сложных фильмов с глубоким психологизмом может быть интересен триллер "Прежде чем я усну" по одноименному роману Си Джея Уотсона. Интересно, что на идею, лежащую в основе сюжетной линии, писателя натолкнула вычитанная в газете история о человеке с весьма специфическим видом амнезии.

Каждую ночь во время сна больной терял память и начинал утро "с нуля", не помня ничего о своей предыдущей жизни. В таком состоянии он провел почти 60 лет, прожив долгую жизнь... Причиной амнезии была травма головы, полученная в молодости.

Великобритания, США, Франция, Швеция, 2013
Режиссер: Роуэн Жоффе.
В ролях: Николь кидман, Колин Ферт и др.

Сюжет романа и снятого по нему фильма отличается от газетной истории – он создан фантазией писателя, но идею о таком виде амнезии Уотсон заимствовал. Главной героиней, страдающей нарушением памяти, стала женщина среднего возраста по имени Кристин (Николь Кидман). Ее жизнь овеяна тайной – иначе не было бы детективного сюжета на радость читателям и зрителям.

Кристин просыпается каждое утро в объятиях своего мужа Бена (Колин Ферт) и недоумевает: кто это рядом с ней? Восстановить события ей помогают записи и фотографии, развешенные по стенам, рассказ мужа, а также особый прием: втайне от Бена она ведет видеодневник, фиксируя найденные факты. Главная загадка кроется в ее давнем прошлом. Лет 10 назад на нее напали, нападение повлекло за собой травму головного мозга и собственно амнезию. Но кто это сделал?.. В подозреваемые попадает и доктор, и некий любовник Майкл, и любящий муж…

Нам придется раскрыть одну из загадок фильма, иначе мы не сможем обсудить ту тему, прекрасной иллюстрацией к которой является фильм: тему скрытого абьюза в отношениях. Такой заботливый, просто идеальный (на первый взгляд) муж Бен, создающий вокруг жены атмосферу любви и заботы, на самом деле является абьюзером, страдающим эмоциональной зависимостью от Крис и держащим ее в изоляции. Она для него - личная собственность, приобретшая сверхзначимость.

Несмотря на весь налет цивилизованности и декларируемые ценности гуманизма, насилие в современных семьях остается масштабной проблемой. И нередко – проблемой тайной. Пока насилие сохраняет завесу тайны, велика вероятность того, что ситуация не изменится, и оно будет повторяться раз за разом. В жизни Крис происходит практически «День сурка» («День сурка» - американская комедия 1993 года, герой которой раз за разом попадает в один и тот же день): она узнает все новые нелицеприятные факты о своем муже и браке, но наутро все забывает, и ситуация повторяется.

Насилие может быть не только явным, но и скрытым, и именно скрытое насилие оказывается более длительным. Жертва и Агрессор раз за разом повторяют один и тот же сценарий, это замкнутый круг, который сами они не могут разомкнуть (и не всегда хотят). Обычно нужно вмешательство извне. Но окружающие могут не знать о скрытой

проблеме, или же не вмешиваться. Но тот, кто знает о преступлении и молчит, становится соучастником преступления. Это верно для законов и юридических, и этических.

Пример.

У Ольги не складывалась личная жизнь. Много лет она хотела создать семью, но вышла замуж только в 40 лет, встретив бывшего сокурсника на встрече выпускников. Он подтрунивал над ней, вел себя пассивно-агрессивно, высмеивал, а потом говорил, что «просто пошутил» и у нее нет чувства юмора. В том числе он говорил ей, что она никому, кроме него, не нужна, и если бы не он, никто бы на ней не женился. Отношения с мужем приобрели для Ольги сверхценность.

У них родился сын, и муж начал вести себя с ним еще более агрессивно, чем с женой: кричал на него матом, когда тот плакал, грозился выбросить в окно, а когда ребенок подрос, начал наносить побои.

У Ольги были противоречивые чувства: она понимала, что муж не прав, переживала за ребенка, но не защищала ребенка, потому что боялась потерять мужа и остаться одной. Личная терапия помогла ей выстроить границы с мужем: она объявила, что если муж еще раз поднимет руку на ребенка, она тут же напишет заявление в полицию. А чуть позже набралась сил, чтобы развестись.

Что движет Агрессором? Проблемы с собственной агрессивностью, деструктивностью.

1Иногда Агрессор таким образом «разряжается», используя Жертву как «громоотвод». И причина для вспышки агрессии есть, просто она не имеет отношения к Жертве, та стала «замещающим объектом».

Пример. Виталий и Оксана – молодая семейная пара. Виталий является менеджером проектов в крупной компании, Оксана занимается домом. По его поведению Оксана сразу понимает, что происходит с актуальным проектом мужа. Если он приходит домой и изводит жену придирками, работа не ладится. Если он весел и делает комплименты, проект идет успешно.

Мы видим, что Виталий не берет на себя ответственность за регуляцию своего эмоционального состояния, а Оксана соглашается быть в роли «громоотвода». Она обратилась к психологу в надежде, что муж изменится. Но психолог не может да и не будет менять мужа. А сама она менять свое поведение пока не готова. Скорее всего, эта «игра» в их семье будет рподолжаться.

2За абьюзом могут стоять и садистические наклонности, когда Агрессору доставляет удовольствие сам процесс и боль Жертвы. При этом важно помнить о том, что садизм может быть не только физическим, но и эмоциональным.

Пример. Алексей серьезно занимался музыкой по классу фортепиано. Он попал к преподавательнице, которая считалась талантливым педагогом, но с тяжелым характером. Она приводила некоторых своих учеников к хорошим результатам, но часть «ломалась». На занятиях педагог переходила на личные оскорбления, издевательства, унижала достоинство и продолжала, пока ученик не начинал плакать. Но никогда не

делала этого, если в классе находились родители ученика или заглядывали другие педагоги. Некоторые родители знали о таком поведении педагога, но заставляли детей терпеть и молчать, в надежде на результат и успех. Алексею приходилось тяжело, потому что «мальчики не плачут», и он держался. Однажды взбешенная его молчанием преподавательница с силой захлопнула крышку, и мальчик чудом успел убрать руки с клавиатуры. В противном случае у него могли быть реальные травмы. Лишь после этого эпизода родители забрали его от этого педагога.

3Агрессор может поднимать самооценку через доминирование, превосходство, вседозволенность.

Отец Кирилла был домашним тираном, при этом страдающим алкоголизмом. Пьяный папа ходил по квартире и кричал: «Я здесь хозяин! Здесь все мое!» И говорил Кириллу: «Ты никто, ты ничтожество, ты здесь только потому, что я разрешил!» Мы видим, что у папы были проблемы с самооценкой, он самоутверждался за чужой счет. Кирилл не мог противостоять отцу, вместо этого он стал во главе дворовой компании, в которой стал абсолютным лидером-тираном, повторяя поведение отца. Отец ранил его достоинство; чтобы реабилитироваться, он ранил достоинство других детей.

Впоследствии у Кирилла началось употребление алкоголя и наркотиков, он оказался моим пациентов в реабилитационном центре. Смог переосмыслить свою историю. И, по его словам, впервые почувствовать, что же такое «достоинство».

4Месть Жертве.

Пример. Вера вспоминает, что в детстве ненавидела младшую сестренку за то, что та отнимала у нее внимание родителей, да еще и надо было за ней присматривать и заботиться. Пользуясь разницей в возрасте и наивностью сестры, она жестоко «подшучивала»: например, однажды уговорила попробовать на улице собачьи какашки. Во взрослости она вспоминала об этом с сожалением и чувством вины.

5И др.

Важно! Какими бы ни были мотивы Агрессора, это не дает ему право на деструктивное поведение.

» что он был мальчиком

Что стоит за поведением Жертвы?

1Виктимное поведение – неумение себя защитить, а нередко и непонимание того, что себя можно и нужно защищать. Очень опасно, если Жертва соглашается с Агрессором: «Так мне и надо», «Я это заслужил»…

Пример. Настя сварила суп для мужа, оставила на плите и уехала на дачу. Вернулась через несколько дней, и муж вылил на нее прокисший суп, обвинив ее в том, что она не убрала суп в холодильник. И поначалу Настя думала, что муж прав, что она – нерадивая хозяйка, достойная наказания.

2Если ребенок растет в ситуации абьюза и его не защищают, не говорят, что это неправильно, то он начинает считать насилие нормой. У него могут сформироваться мазохистические наклонности, когда насилие он принимает за любовь и внимание. И – провоцировать на них!

Пример. Детдомовские дети, усыновленные семьями, начинают провоцировать своих приемных родителей на насилие, потому что это может быть единственным понятным им языком любви.

3Виктимность имеет скрытые выгоды. Жертву жалеют, она получает внимание, компенсацию ущерба…

Пример. Нередко в состоятельных семьях повторяется сценарий: виноватый перед женой муж дарит дорогой подарок. Тогда жена может сама провоцировать мужа стать виноватым, чтобы потом он искупал свой проступок деньгами.

4Жертве может быть стыдно и страшно рассказать окружающим об абьюзе. Общество может винить в абьюзе саму Жертву. Своим молчанием Жертва подтверждает поведение Агрессора, насилие повторяется – по отношению к ней же или к следующей Жертве.

Пример. Когда Полина была подростком, ей нравился мальчик из соседнего класса. Он позвал ее в гости. Она ожидала ромнатические ухаживания, но ее ждал «сюрприз»: там оказалось несколько парней, они вынудили ее к сексуальной близости, при этом сказав, что ей никто не поверит, все будут считать ее «шлюхой», если она кому-то расскажет. Полина промолчала. А через некоторое время то же самое они сделали с ее одноклассницей, но та уже не стала молчать. Полина долго винила себя за то, что ее молчание привело к еще одной трагедии.

Важно! Преступление, оставшееся безнаказанным, с высокой вероятностью повторится. Не защищая себя, не останавливая Агрессора, Жертва подтверждает правильность его поведения.

Героиня фильма «Прежде чем я усну» не смирилась с ситуацией, не захотела быть Жертвой, а оказала сопротивление. Чем законилась ее история – вы увидите сами при просмотре…

P.S. Спасибо за рекомендацию фильма читателям "Нашей психологии"!

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle