+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Фильм “Грязная картина”, Индия, 2011
Режиссер: Милан Лутрия
В главной роли Видья Балан 
Фильм биографический. В его основе лежит история “болливудской Мэрилин Монро” — индийской актрисы Силк Смиты, получившей прозвище “Шелк” за эротизм.

Подобно Мэрилин, она обладала магнетической природной сексуальностью и стала кумиром для миллионов. Кинопроизводители эксплуатировали созданный образ, приносящий доход, и Силк стала заложницей своего таланта. Обе актрисы на пике славы, в расцвете красоты страдали от одиночества и неразделенной любви и покончили с собой: в 35 лет Силк совершила суицид.

Есть успех внешний и успех внутренний, они не всегда совпадают. Внешние достижения не всегда так же переживаются изнутри ситуации: серебряный призер Олимпиады может горевать об упущенном золоте и обесценивать свой результат; успешный бизнесмен — завидовать более состоятельному брату; популярный актер — спиваться от одиночества… А степень удовлетворенности жизнью определяется субъективным восприятием и переживанием внутреннего успеха, а не внешнего.

Внутреннее одиночество при внешнем обожании поклонников — частая проблема для актеров. Ведь обожание адресовано не самому актеру как личности, а созданному образу. Зрители часто путают актёра и созданный образ. Это не любовь, а позитивная проекция, идеализация.
Проекция — всегда использование, даже если она позитивная. Некий объект используется как белый экран, на который проецируется материал из собственного внутреннего мира. Проекция слепа: “Я буду видеть тебя не таким, какой ты есть, а таким, каким хочу тебя видеть, потому что мне приятно тебя таким видеть”.

С позитивными проекциями в свой адрес сталкиваются не только актёры, они могут достаться любому — слепое обожание. И при внешней привлекательности (комплименты, подарки, преданные взгляды) идеализация неприятна — она адресована не тебе, а образу. Представьте, на вас синяя маечка. Вам говорят: “Какая на тебе ужасная красная майка!” Или: “Какая на тебе прекрасная красная майка!” В первом случае — проекция негативная, во втором — позитивная, но они обе неприятны, потому что не имеют отношение к реальности.
Любовь, построенная на проекции — ложная любовь и, по сути, использование. Объект любви воспринимается как нечто неодушевлённое, в нем не видят и не хотят увидеть личность.

 

Популярные актёры и другие успешные люди часто оказываются в ситуациях использования для нарциссического самоутверждения
Мужчина может хвастаться перед друзьями красивой партнершей как визиткой, не пытаясь узнать ее как человека. Аналогично некоторые женщины хвастаются деньгами своего партнера и подаренными им подарками, подчеркивая тем самым свою ценность. Родители могут использовать детей как нарциссический расширение — воспринимать их успехи как свои собственные и требовать от них достижений во что бы то ни стало.

В силу профессии актёры часто рискуют быть использованными для самоутверждения. Если в средневековой Европе актеров даже не хоронили на кладбище, а браки с актерами считались мезальянсом, в современном обществе эта профессия считается престижной. И ореол престижа распространяется на тех, кто сопричастен: является родственником, другом, партнером актёра… Поэтому многие стремятся хотя бы сфотографироваться с известным актером и выложить фото на всеобщее обозрение в соцсетях. Это использование — повышение собственной ценности засчет ценности другого человека.

Проекция может стать ловушкой. Мир для нас — своего рода зеркало, порой кривое. Если нас видят определенным образом, мы можем поверить, что это правда. Этот механизм называется “проективной идентификацией”: мы идентифицируется с проекцией, которую на нас направили. Верим, что мы такие и есть. Например, если называть ребенка “ неумехой”, он начнёт себя таким считать, идентифицируется с негативной проекцией. Но и напротив, если постоянно хвалить ребенка и называть самым лучшим, самым талантливым, то он нарциссически поверит в свое превосходство над остальными, идентифицируется с позитивной проекцией.
Чаще всего с проекциями сталкиваются публичные люди: актёры, политики, телеведущие… Они могут потерять себя за этими проекциями. Если постоянно видеть себя чужими глазами, можно забыть, какой ты есть на самом деле. Потеря себя приводит к сильнейшему экзистенциального кризису: потере смысла жизни. И к одиночеству: если любят не тебя, а некий спроецированный образ, ты оказываешь без любви и без контакта.
В эту ситуацию и попадает героиня фильма. Она получает много внимания, но никому нет до нее дела. Кто-то находится в позитивных проекциях: обожает как кинодиву. А кто-то — в негативных: даже собственная мать как традиционная индийская женщина осуждает кинокарьеру дочери, ее наряды и танцы.
Одиночество толкает Силк на фатальное решение. Но не всегда самоубийца убивает сам себя. В действительности его убивают равнодушие, использование, отвержение со стороны окружающих.

 Рекомендуемое упражнение. Подумайте и опишите 3 образа:

  • Что хорошего во мне видят окружающие?

  • Что плохое во мне видят окружающие?

  • Какой (какая) я на самом деле?

 

Какой образ вам легче всего описать? Сложнее? Сильно ли третий образ отличается от первых двух? Видят ли окружающие вас настоящего? А вы себя сами?
Это упражнение можно повторять раз в несколько месяцев. Оно помогает придти в контакт с собой и растождествиться с проекциями, которые на вас направляют.

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология 

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle