Одна моя хорошая знакомая попросила рассказать о спектаклях в Москве, на которые стоит сходить… Как говорил Коровьев: «Дело вкуса, Мессир…» Тем не менее, исходя из своих собственных впечатлений я составила для нее список. И подумала, что он может быть интересен еще кому-то…
1Музыкальный театр и.Станиславского и Немировича-Данченко на Пушкинской. Я пересмотрела почти балетный репертуар, кроме премьерных «Татьяны» и «Баядерки». И не просто ни разу не оказалась разочарована — каждый раз оказывалась в восторге. Да и весь зал тоже — в конце каждого спектакля зрители долго не отпускают усталых артистов домой, устраивая овации (не считая тех, кто в антракте сразу бросается в буфет, а после спектакля – в гардероб). Вообще, как я поняла, в театральном мире сейчас именно эта балетная труппа считается самой сильной, по популярности опережая даже Большой театр. Побывав недавно в Большом, соглашусь… Меня восхищает профессионализм, внимание ко всем деталям — отточенные движения танцоров, их включенность в образ, интересные постановки, зрелищные декорации и костюмы…
Больше всего мне нравятся вечера современных одноакатных балетов. В одном из них — мой любимый южно-американский «Na floresta» («В лесу»), на днях я была на нем 5-ый или 6-ой раз. Я вхожу в транс, вижу не сцену и танцоров, а древесных духов в сельве… А какая там музыка! Особенно завершающая композиция… Также в этот вечер увидите «Первую вспышку» и «За вас приемлю смерть», очень интересные, но «На флореста» — моя самая большая любовь…
И еще у них есть вечер одноактных балетов Иржи Килиана, необычных, завораживающих… Я даже специально сводила на него Т.Ю.Колошину как телесницу, она одобрила.
Да и вообще — можно смело смотреть в этом театре любой балет. Разве что «Снегурочка» больше на детскую аудиторию рассчитана, поставлена с юмором — с юмором, предназначенным для детей: рассерженная бабка гоняется за дедом по сцене, дети в зале хохочут…
«Сильфида» — на сцене не балерина, а дух. Ее тело кажется бестелесным, и как она это делает — мне как телеснице непонятно. Но очень красиво! Удивляют руки танцовщицы — они такие пластичные, что непонятно — как человеческие руки могут так двигаться…
А вот в «Коппелии«, в соответствии с образом, танцовщица превращается в куклу. И я сперва не понимала — это живая танцовщица или на сцене манекен!
«Каменный цветок» — ожившее волшебство. Хозяйка Медной горы перевоплощается то в ящерицу, то в женщину, не меняя костюма — и ты видишь на сцене то человека, то рептилию… Очень понравился Северьян — главный злодей, он был страшен и демоничен. Мне кажется, актеры вообще с большим удовольствием играют отрицательные персонажи, может, это дает возможность реализовать Тень… Хотя бы на сцене позволить себе то, что нельзя в жизни…
«Эсмеральда» — красиво, но эмоционально не сильно задело. Впрочем, в тот вечер я была усталой…
А вот «Манон» впечатлила не только зрелищностью, но и задела эмоционально, в финале я плакала…
«Майерлинг» — красивый исторический спектакль, основанный на реальной истории столетней давности. Сюжет интересен с психологической точки зрения, хочу как-нибудь написать на него рецензию. Суть такая: авторитарный папа-правитель при молчаливом сочувствии мамы-жертвы насильно женит своего сына, наследного принца. И у того начинается типичное подростковое протестное поведение: скрытый бунт против родителей с одновременной невозможностью сепарации. В брачную ночь он чуть не застрелил жену (хотя понятно, кого на самом деле он хотел застрелить), потом на охоте случайным выстрелом кого-то таки-убил (но не родителя, конечно), пьет-гуляет и в итоге стреляется вместе с любовницей. Что подтверждает гипотезу: аутоагрессия — следствие нереализованной агрессии по отношению к недоступному объекту… А балет красивый.
Что касается оперной части — не могу выразить те же восторги, что и по поводу балета. Бывали разочарования, но напишу про хорошее. Очень понравилась «Кармен«, «Кармен» вообще трудно испортить…
Вполне можно посмотреть «Демона», «Травиату», «Мадам Баттерфляй«. И «Любовный напиток«, но мне кажется, что в нем только одна действительно интересная музыкальная композиция, сильно отличающаяся от прочей музыки – ария главного героя «Una Furtiva Lagrima». Вспоминается «День выборов»:
« — А нельзя как-нибудь без этой последней фразы?
— Ты че, мужик, ради нее все и писалось!»
2Малый театр, «Круг» по Сомерсету Моэму. Хорошая постановка хорошей пьесы. Не говоря уж о том, что в ней играет великая Элина Быстрицкая. Великая как актриса и великая как женщина…
Элина Быстрицкая — великая женщина и великая актриса
3РАМТ, «Красное и черное».
«Красное и черное»
Я попала случайно — был свободный вечер, сперва отнеслась скептически: как можно превратить в спектакль Стендаля? Оказалось, можно, и очень удачно! Там задействованы Петр Красилов и Нелли Уварова, знакомые большинству по сериалу «Не родись красивой» (не подумайте плохого, это серьезные театральные актеры, в свое время попавшие в сериал).
4Театр оперетты (да-да, пока все театры в одном районе, рядом с моим кабинетом, что поделать). Классическая качественная «Летучая мышь«, кто не был или хочет посмотреть еще раз — вполне можно сходить.Там же — сравнительно новый мюзикл «Цезарь и Клеопатра«, по Бернарду Шоу, ставился к юбилею Герарда Васильева, и ради него стоит сходить.
Это звезда советской оперетты, сейчас — мужчина в возрасте, но глядя на его Цезаря, понимаешь, почему Клеопатра выбирает его, а не молодого красивого Марка Антоноя. К тексту мюзикла у меня есть вопросы, но после литературного класса я вообще к стихам придирчива. А вот ради Герарда Васильева стоит сходить…
5Если хочется просто отдохнуть и посмеяться, сходите на «Слишком женатого таксиста» в Театре на юго-западной.«Слишком женатый таксист»
Есть такой жанр — «для поржать». В общем, современная английская комедия положений: таксист-двоеженец одной жене говорит, что работает в дневную смену, а другой — что в ночную. Его лучший друг пытается его от всех жен «прикрыть». Идея немудреная: ай-яй-яй, врать не хорошо, все тайное становится явным. Но смешно, отдыхаешь.
6Еще одна хорошая комедия — «Женитьба Белугина» в театре О.Табакова.
«Женитьба Белугина» в театре О.Табакова
Тут я субъективна- это пьеса моего прападедушки драматурга Н.Соловьева, в соавторстве с А.Островским. но постановка действительно хорошая, смешная и трогательная…
7Театр Романа Виктюка — необычный, классические постановки вы там не увидите, и не надо, театры должны быть разными… Мне нравятся спектакли Виктюка тем, что они наводят на размышления. Хожу потом и думаю… О разном. В этих спектаклях много метафор, символизма, смысла…«Служанки» — культовый спектакль, хоть раз сходить стоит каждому. Они включены в 100 лучших спектаклей 20 века по всему миру! Почему так — я уже делала статью, она есть на моем сайте. Вкратце — спектакль про архетип Тени.
«Путаны» — смешная и мудрая пьеса современного итальянского драматурга о том, что «среди интеллектуалов в наши дни проституток больше, чем среди женщин древнейшей профессии», ведь проститутка продает тело, а интеллектуал — душу.
«Несравненная» — странный спектакль о странной женщине — реальном человеке, певице Флорес Дженкинс. О нем я тоже делала рецензию — про инаких людей в обществе…
8«Жизнь в розовом свете» — трагикомедия в театре А.Джигарханяна,
Жизнь в розовом цвете
Пьеса для двух пожилых актеров: на могиле встречаются муж и любовник покойной… Каждый из них думал, что он ее знал – но на самом деле знал лишь ее часть. Любовные треугольники вообще бывают устойчивыми тогда, когда с одним партнером нельзя реализовать все свои части, приходится расщепляться.
9О, «Мультик-опера» в «Геликоне» — лучшая опера в мире!
Оперные певцы и песни из мультфильмов
Создавалась как капустник – подарок женщинам на 8 марта, а потом вошла в репертуар. Бывает раз в году 1 июня, на День защиты детей. Не пропустите! Оперные певцы исполняют песни из советских мультфильмов… Начало: выходят торжественные оперные дяди в черных костюмах, раскрывают нотные папки и с серьезными лицами начинают: «А помнится вороне… Кар-кар-кар-кар-кар!..»
10Недавно появился антрепризный спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» – о Фаине Раневской.Фаина Раневская признана одной из 100 лучших актрис 20 века.
Образ Раневской великолепен. Я поверила, что это она и есть. Все остальное не сильно портит, смотреть можно.
11«Белые розы, розовые слоны» в театре «Сопричастность» — мое самое сильное подростковое театральное впечатление. Спектакль для двух немолодых актеров – сумасшедшая монахиня и судья. Постепенно понимаешь, что она – отнюдь не сумасшедшая…Сумасшедшая монахиня — не сумасшедшая. Скорее уж, сумасшедший — мир.
При случае продолжу)
фотографии взяты из Интернета