Газета «Культура», 20.11.2014. К 30-летию фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
— В чем секрет обаяния Паратова и полюбила бы его современная «бесприданница»?
Биологический инстинкт заставляет выбирать самого лучшего партнера, оптимального для деторождения: здорового и надежного. Но человек сложнее животного, наш выбор определяется еще и сложным индивидуальным психологическим опытом. Поэтому избранник женщины может оказаться деструктивным для нее: алкоголиком или негодяем вроде С.С.Паратова.
Бессознательно каждый человек стремится к обретению целостности. Для этого ему нужно дополнить себя психологическими чертами, которых не хватает ему самому. Именно поэтому партнеры часто выбираются по принципу противоположности. И девушка со сценарием «хорошей девочки» увлекается «плохим мальчиком». Паратов — полная противоположность Ларисы, именно этим он притягателен для нее.
Лариса — отображение идеалов 19 века: романтичная наивная барышня. Она соответствует требованиям своего времени, и этим симпатична читателям. Но идеалы меняются, и девушка с таким мировоззрением и моделью поведения в наше время смотрелась бы нелепо. Наверно, современная «бесприданница» должна была бы изощренно отомстить Паратову, выстрелить раньше, чем Карандышев, а потом стать топ-моделью в Париже и выйти замуж за олигарха…
Лариса относится к так называемому «ранне-истерическому типу» (формируется в возрасте 3-4 лет). Для него характерны идеализация, игнорирование негативных аспектов жизни, «розовые очки». По принципу дополнения такие девушки нередко увлекаются негодяями и, в итоге, становятся реалистичней. Но это очень болезненный опыт, буквально смерти подобный: да, физически Ларису убил Карандышев, но психологически это сделал до него Паратов.
Если 19 век поощрял формирование романтического типа у женщин, то в 21 веке мы видим полную противоположность. Современный идеал — «поздне-истерический тип» (возраст формирования — 5-6 лет): самостоятельная женщина практического склада, циничная и реалистичная. Она должна твердо стоять на ногах, уметь о себе позаботиться. В отношениях с мужчиной она уже — не жертва, а лидер. И может сама использовать партнера. Паратов современной женщине не интересен, они слишком похожи. Ей нужен мужчина-романтик, и в современную литературу и кинематограф возвращается образ романтического мужчины.
Есть и возрастные закономерности. В юности мы более романтичны в силу нехватки жизненного опыта: выдаем желаемое за действительное. Поэтому юным девушкам нравятся «демонические» образы мужчин: противоположности притягиваются, им есть чему друг у друга учиться… Со временем романтизм сменяется реализмом (если, конечно, личность развивается, и происходит психологическое взросление). Взрослая женщина становится уравновешенней, целостней и выбирает целостные образы мужчин. Зрелые браки более успешны, потому что выбор партнера мудрее и осмысленней.
Первый опыт любви чаще всего бывает болезненным не только и не столько из-за нехватки опыта выстраивания отношений, а из-за изначально неудачного выбора объекта любви. Такие разочарования переживать больно, но полезно, именно так происходит взросление.
Развитие обычно происходит именно через болезненный опыт. И в этом чудо человеческого умения: превратить боль в развитие, самосовершенствование, творчество. Останься Лариса вживых, она хотя бы получила шанс научиться на своей ошибке…