«Колония Дигнидад» – фильм сильный, интересный и страшный. Страшный тем, что он основан на реальных событиях: сбежавший в Чили нацист Пауль Шефер организовал религиозную секту – колонию, которая стала тайной тюрьмой при режиме диктатора Пиночета. Там происходили пытки и убийства, а сам Пауль был педофилом, совершившим насилие над десятками детей...
Эта колония просуществовала 40 лет, тысячи людей погибли или пропали без вести (их смерть не была доказана). Пауль пользовался неограниченной властью и имел поддержку правительства, лишь в конце жизни попав в тюрьму. Эти события и легли в основу фильма.
В киношной реальности немецкий журналист и фотограф Даниэль, сделавший снимки, компрометирующие диктатуру Пиночета, попадает в ту самую колонию Дигнидад. Тогда его девушка Лена отправляется за ним, под видом религиозной фанатички проникая в секту. Сюжетный ход, редкий для кинематографа: женщина отправляется спасать мужчину, а не наоборот. Именно он привлек уже знаменитую на тот момент актрису Эмму Уотсон, побудив согласиться на роль.
Удастся ли Даниэлю и Лене спастись из места, откуда за 40 лет было только 5 удачных побегов?
ЕСТЬ ВЫБОРЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
Внешние выборы – то, что предопределено за нас. Внутренние совершаем мы сами. Соотношение внутренних и внешних выборов меняется со временем: за маленького ребенка решают все – как подогреть бутылочку, какого цвета колясочка, когда делать прививки… Затем постепенно дают ему возможность выбирать самому: совершать ошибки и сталкиваться с последствиями; понимать, какие выборы правильные, какие неверные.
Некоторые родители гиперопекают своих детей из страха происшествий или из стыда оказаться плохими родителями; и тогда они не дают ребенку свободу выбора, право выбирать. А делать выбор – это, в первую очередь, брать на себя ответственность за решение и его последствия. Дети, за которых все выбирали и решали, вырастают в инфантильных взрослых, стремящихся к зависимым отношениям и избегающих ответственности. «Посоветуй», «Подскажи», «У меня не было выбора», «Мне не оставалось ничего другого…»
Внешние выборы не дают свободу, зато снимают ответственность: «Не виноватая я! Он сам пришел!» Внутренние выборы, твои собственные, предоставляют свободу, но с ней и ответственность. Что бы ни случилось, отвечать будешь ты сам.
Внутренним выборам еще в детстве учат сказки – мудрость, передающаяся из поколение в поколение: пойдешь этой дорогой – лишишься коня, пойдешь той – встретишь разбойников… Выбирай! В юнгианской психологии это архетип «витязь на распутье» – свобода выбора и принятие его последствий. Пройдешь мимо яблони, просящей о помощи – не жди от нее спасения в трудную минуту. Расскажешь чужую тайну – лишишься голоса. С честью выдержишь испытания – будет сказочная награда.
Если в детстве мы только учимся внутренним выборам, то во взрослости уже должны уметь делать их сами. За ребенка многое решают: родители, учителя… Взрослый человек строит свою жизнь сам. Как плюс – в этом много свободы. Как минус – есть ответственность и не на кого потом жаловаться, кроме как на себя самого.
Есть внутренние выборы легкие и сложные. Легкие выборы – в легких внешних ситуациях: например, выпить за завтраком чашечку кофе или чая. Риски минимальны, если у вас нет проблем со здоровьем. А вот сложные ситуации диктуют сложные внутренние выборы.
В начале фильма «Колония Дигнидад» мы видим политический переворот: у власти диктатор Пиночет, он подавляет любой протест и уничтожает всех несогласных. Это сложная ситуация: несогласных много, и как они поведут себя в этой ситуации? Возникает внутренний выбор: согласиться с тем, с чем не согласен, ради своей личной безопасности и благополучия, или отстаивать важные ценности с риском для себя? Этот выбор встает перед героями с самого начала.
Даниэль и Лена как иностранцы (граждане Германии, находящиеся в столице Чили) пытаются спастись бегством. В руках Даниэля фотоаппарат. Видя зверства, которые творят военные, он делает снимки, понимая, что рискует. Делает, потому что считает это правильным. Но его задерживают и отправляют в колонию.
Тогда выбор встает перед Леной: она может улететь домой и оказаться в безопасности. Или с риском для себя самой помочь Даниэлю: не только потому, что она его любит, но и потому, что видит несправедливость происходящего.
Каждый из героев делает внутренний выбор, принимая ответственность за последствия. Это сложный выбор в сложной ситуации. И сложные внутренние выборы ждут каждого в колонии Дигнидад, в которой все держится на страхе и насилии. В фильме много сюжетных линий, и каждый персонаж должен принимать собственные решения и их последствия: выдаст ли Лену девушка из секты, раскрывшая ее секрет? Как ведут себя взрослые, которые знают о педофилии главы секты? Помогут ли Лене и Даниэлю друзья, поступившись своими интересами?
Что помогает людям делать правильные выборы в сложных ситуациях, следовать за внутренними ценностями? Фильм «Колония Дигнидад» не дает ответ на этот вопрос, и никто не сможет дать. На этот вопрос каждый должен ответить сам: а как поступаю я сам? Так, как легче и удобнее, или так, как правильно? И что мне помогает делать верные выборы?