+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Может ли один в поле оставаться воином? Способен ли здоровый элемент изменить дисфункциональную систему? Возможно ли, чтобы один был прав, а большинство — нет? Ответ «да» – вот что объединяет фильмы «Серпико» и  «Гордость и слава», снятые с разницей в 35 лет, в разные эпохи.

В создании фильмов принимали участие разные поколения, и адресовались они разным поколениям зрителей, но темы остаются актуальными и сейчас – судя по высокому рейтингу картин.

Фильм «Серпико». Италия, США, 1973
Режиссер: Сидни Люмет
В главной роли: Аль Пачино

Фильм «Гордость и слава». США, Германия, 2007 
Режиссер: Гэвин О’Коннор 
В главных ролях: Колин Фаррелл, Эдвард Нортон

Дисфункциональная система в обоих фильмах — коррумпированная полиция. И Фрэнк Серпико (Аль Пачино) в одноименном фильме, и Рэй (Эдвард Нортон) во второй картине — честные полицейские, искренне преданные делу своей жизни. Неожиданно для себя они обнаруживают, что отнюдь не все коллеги разделяют эти ценности. Те, кого они считали своими соратниками и друзьями, оказываются лжецами, взяточниками, насильниками и даже убийцами. Возникает противостояние между одиночным элементом и системой: естественно, опасное для элемента.

Если элемент не совпадает с системой, не так много вариантов развития события:

  1. Система меняет его под себя (Фрэнка и Рэя пытаются то подкупить, то запугать и даже подставить).
  2. Система уничтожает отличающийся элемент, потому что он начинает представлять для нее угрозу (и такие попытки тоже происходят).
  3. Система отторгает элемент (в обоих фильмах непокорных героев убеждают добровольно уйти с работы).
  4. И в единичных случаях элемент способен запустить изменение всей системы. Но это самый редкий и сложный вариант, он требует многих личных качеств: упорства, мужества, смелости, поленезависимости и т. д.

Но это действительно возможно: одиночка может оказаться сильнее многих, и не просто выстоять в противостоянии, а победить. История Фрэнка Серпико — доказательство того. Да-да, фильм «Серпико» основан на абсолютно реальных событиях! Более того, настоящий Фрэнк Серпико здравствует и ныне, и даже, несмотря на преклонный возраст, продолжает работу по контролю деятельности полицейских. Личность Серпико уже давно стала легендарной для американских полицейских, а широкую популярность завоевала после выхода фильма.

Кстати, сам Серпико лично помогал Аль Пачино готовиться к этой роли. И когда актер спросил полицейского, что же помогло ему выстоять и принять правильное решение, он ответил: «Сам не знаю… Наверно, я просто не могу торговать своей совестью».

В 60-е годы полиция Нью-Йорка была нездоровой коррумпированной системой, а молодой полицейский Фрэнк Серпико не согласился так жить и решил остаться честным и порядочным. Более того, он попытался поменять эту систему «узаконенного рэкета», бросив вызов власть имущим. Ни уговоры, ни подкуп, ни угрозы, включая покушение на жизнь и тяжелое ранение, не остановили его.

Но система сопротивлялась изменениям, и лишь открытое интервью газете «Нью-Йорк Таймс» помогло сдвинуть дело с мертвой точки: статья произвела сенсацию и получила огромную поддержку общественности, мэр не мог проигнорировать опубликованные факты. Результатом стали массовые увольнения, расследования, создание специальной Комиссии по контролю деятельности полицейских. В корне изменилась сама полицейская система США. Как одиночка смог выдержать это противостояние и победить?

Создатели фильма «Серпико» раскрывают его сомнения, страдания, страх. Аль Пачино мастерски и убедительно показывают зрителю, что происходит в душе его героя, и это трогает. Если бы Серпико были неведомы страх и сомнения, он выглядел бы глупцом, фанатиком или выдуманным суперменом из комикса. Но он такой же человек, как и зритель: он сомневается, терзается, боится. Но продолжает идти вперед! И именно это вызывает уважение и даже восхищение.

Что ему помогает, когда нет внешних ресурсов в виде поддержки и защиты? Внутренние ресурсы: система ценностей, в которую верит и которой следует Серпико. Это так называемая «внутренняя правда», которая становится для него системой координат и опорой. Если отдельный элемент чувствует «внутреннюю правду», ему может хватить этого ресурса, чтобы запустить изменения в дисфункциональной системе.

И то же происходит с Рэем — героем фильма «Гордость и слава», снятого почти 35 лет спустя. Если он начнет борьбу с коррупцией и раскроет правду, это повлечет множество последствий: он может попасть под суд, под ударом окажется карьера его брата, семья будет опозорена… Но в сложной точке он делает правильный выбор. Эдвард Нортон показывает зрителю, как его герой приходит к «внутренней правде» и держится за нее.

Мы поговорили о том, что объединяет оба фильма. А теперь давайте поговорим о различиях.

Я бы выделила разницу в акцентах: на действие и на переживание. Возможно, это объясняется разницей эпох, когда снимались фильмы: современный кинематограф идет по пути развития действия, насыщения сюжета событиями — драками, перестрелками, погонями.

В кинематографе 70-х действие было менее динамичным, и большее значение придавалось переживаниям героев. Поэтому по своей атмосферности и так называемому «эмоциональному осадку» фильмы разные, их восприятие зависит от предпочтений зрителя. Но в любом случае, герои, следующие «внутренней правде» и сохраняющие благородство в самых сложных обстоятельствах, вызывают уважение.

Что делать, когда твоя «внутренняя правда» идет вразрез с обстоятельствами? Важно все же найти внешнюю поддержку. Иногда это невозможно в той системе, к которой ты принадлежишь. И тогда нужно найти ее в другом «аквариуме». Например, Серпико обратился к журналистам, а Рэй нашел понимание у строгого, но справедливого отца.

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle