Зависимость иногда очень верно называют «болезнью замороженных чувств». У аддиктов (зависимых людей) есть сложности в эмоциональной сфере, в том числе с эмоциональной саморегуляцией.
Какие сложности с чувствами возникают у зависимого человека?
- Аддикт не понимает, что захвачен неким чувством, чувства подавлены.
- Не может дифференцировать – определить, что это за эмоция, назвать ее (алекситимия).
- Испытывает сложности с выражением чувств – с тем, чтобы сдержать и/или с тем, чтобы выразить их.
В дисфункциональной семье с зависимостью нарушена эмоциональная регуляция: обмен чувствами, выражение чувств. И зависимость/созависимость становятся нездоровой формой регуляции чувств.
Например, сын-подросток злится на свою мать-алкоголичку, но не может предъявить ей это чувство из страха, жалости, из-за материальной зависимости или по иной причине. Тогда он может начать размещать свою злость в виртуальном пространстве, в компьютерных «стрелялках», развивая игровую компьютерную зависимость. Или найти некий идеализированный образ девушки, контрастный по отношению к демонизированному образу матери, и в созависимой любви найти утешение. Эта идеализация будет уравновешивать и сдерживать заряд гнева на мать. В любом случае зависимость/созависимость становятся «помощниками», «помогающими» справиться с собственными чувствами.
Запрет на чувства
Есть семьи, в которых распространен негласный запрет на любые чувства. Чувства воспринимаются как нечто негативное: неприличное, демонстрирующее слабость и т. д. Но есть и семьи, в которых запрещены конкретные чувства, то есть отношение к эмоциям очень избирательное.
Например, есть семейные системы, некогда понесшие потерю, о которой нельзя было открыто говорить и горевать. Если о погибших во Второй мировой войне говорить можно было всегда, то о жертвах Гражданской войны, раскулачивания, репрессий стало возможно говорить лишь недавно. Потери, по которым запрещено горевать, ложатся тяжким грузом невыраженной печали, горя. В таких семьях много депрессивной динамики, которую нельзя признать и выразить. Запрещены печаль, грусть, горевание. А в династиях военных, чекистов, милиционеров запрещено бояться, страх воспринимается как нечто недозволительное, особенно для мужчин.
Детей в дисфункциональных семьях не учат, как обходиться со своими чувствами: осознавать, проживать, выражать.
Зависимый или созависимый человек может казаться эмоциональным, но важно понимать, что манифестируемые эмоции могут быть прикрытием для более глубоких чувств, маскировкой. Например, за гневной вспышкой наркомана может скрываться страх будущего. А за теплыми сердечными чувствами созависимой девушки может прятаться гнев на отсутствие взаимности.
Люди зависимого типа больше склонны к отреагированию чувств – бесконтрольному выплеску. А вот созависимые чаще подавляют чувства, удерживают их в себе и в итоге страдают от психосоматических заболеваний, депрессивных состояний.
Два полюса эмпатии
Еще одна важная тема – эмпатия, способность к сопереживанию, эмоциональному чувствованию другого человека.
В аддиктивных семьях механизм эмпатии неоптимален, обычно проявляются полярности.
1. Недостаточно эмпатии, эмоцианальная холодность и черствость.
Истинные чувства подавляются, эмпатия представляется чем-то угрожающим. Но в некоторых случаях механизм эмпатии просто не был достаточно развит в раннем детстве. Если окружение ребенка не было эмпатичным, он не может научиться эмпатии. Здесь особенно важен возраст до полутора лет.
2. Эмпатия чрезмерна, граница размывается, развивается симбиотическая связь.
Чужие чувства, боль воспринимаются как свои собственные. Это так называемый «контакт без границ», в котором легко себя потерять. Чаще всего такой тип контакта является следствием фиксации в оральном симбиотическом периоде, когда ребенок и мать представляют собой словно бы единое целое.
Зависимые личности чаще развиваются по пути недостаточности эмпатии; созависимые личности – по пути чрезмерной эмпатии. Важно нормализовать механизм эмпатии, прийти к балансу между чувствованием другого человека и настроенностью на себя.
«Телесная карта чувств»
Упражнение для развития эмоциональной саморегуляции
Цель: установление контакта с телом и чувствами, интеграция чувств и тела.
Материалы: бумага формата А4 и пастель или цветные карандаши.
Инструкция: нарисуйте свое тело. Теперь нужно отметить чувства в теле – где какое чувство живет. Например, гнев может жить в кулаках, страх – в коленях.
Осуществляется это следующим образом: для каждого чувства подбирается цвет, им делается надпись либо штриховка в нужной части тела.
Можно в одну и ту же часть тела помещать несколько чувств. Так, в груди могут жить любовь, печаль, одиночество, нежность.
И одно и то же чувство может быть в разных частях тела. К примеру, ярость может быть в кулаках, в челюсти, в ногах.
Правая и левая стороны тела вполне могут отличаться. Кроме того, чувства могут быть где-то проявлены больше, где-то меньше. Вы можете отобразить это на рисунке при помощи разных цветов.
Подсказка: представьте, что вы испытываете какое-либо чувство. Как тело реагирует на появление этого чувства? Сжимается живот? Значит, это чувство живет у вас в животе.
Помните, что телесная карта чувств всегда индивидуальна, тут не может быть правильных или неправильных вариантов.
Это небольшое исследование, но оно поможет расширить знания о себе и прийти в контакт со своим телом, чувствами. Ведь когда мы вытесняем чувства, они владеют нами. Но когда мы поворачиваемся к ним лицом и признаем их в себе, мы владеем ими.