О причинах формирования зависимого и созависимого поведения в научном мире нет единого мнения. Популярна так называемая «концепция БПСД», говорящая об одновременном влиянии факторов четырех типов: биологического, психологического, социального и духовного. И влияние этих факторов между собой переплетено.
В этой статье мы предлагаем рассмотреть фактор психологический.
С психологической точки зрения, зависимость является следствием нарушения здоровой саморегуляции.
В идеальном состоянии психика обладает целостностью и состояние целостности может поддерживать. Основной закон существования любой системы – поддержание гомеостаза, то есть равновесия. Поэтому у каждого человека есть механизмы поддержания гомеостаза – восстановления целостности – как на телесном уровне, так и на психологическом. Если порезаться, порез заживает – ткани обладают способностью к регенерации. То же самое и на психологическом уровне: «душевные порезы» тоже заживают.
Помните игрушку «неваляшка», иначе – «ванька-встанька»? Она опрокидывается, но снова встает. Вот так же должен действовать механизм здоровой саморегуляции. Он отвечает за устойчивость к стрессу и за восстановление в том случае, если стресс был слишком сильным и целостность все же оказалась нарушена.
Возвращаясь к примеру с неваляшкой – саморегуляция не дает нам упасть, а в том случае, если воздействие было слишком интенсивным и мы все же упали, саморегуляция помогает встать – восстановить целостность.
Зависимость – признак нарушения здоровой саморегуляции. Собственных здоровых механизмов не хватает, поэтому возникает способ искусственный, неоптимальный. Зависимость играет важную роль в саморегуляции, это – костыль, который нужен, если собственные ноги хромают.
Аддикт нуждается в своей зависимости, как в костыле, она играет важную роль в его жизни. Помимо очевидных выгод (например, удовольствия) зависимость имеет выгоды скрытые: побег от реальности в наркотическое опьянение, «слив» агрессии в компьютерных «стрелялках» и т. д. И скрытые выгоды, словно подводная часть айсберга, могут оказаться неизмеримо больше выгод очевидных.
Поэтому при оказании психологической помощи аддикту важно учитывать скрытые выгоды зависимости и создавать альтернативную, более здоровую саморегуляцию. Например, расслабляться перед сном и хорошо спать можно и без снотворных препаратов или алкоголя и т. д.
В противном случае работа с зависимостью будет восприниматься аддиктом как попытка отобрать костыль у хромого. Вот почему запретительные методы лечения малоэффективны: недостаточно «запретить» зависимость, не давая при этом более здоровой альтернативы.
С точки зрения механизма саморегуляции понятна эффективность программы «12 шагов»: она создает альтернативный вариант саморегуляции. В ней есть четкие рекомендации: что делать в момент «тяги» (желания употребить), как обходиться со своими сильными чувствами и т. д.
Почему возникает механизм нездоровой саморегуляции через зависимость?
Вариант № 1
Иногда он «родом из детства», то есть в детстве изначально сформировался именно нездоровый механизм саморегуляции.
В каждой семье есть свои правила, сценарии – не только явные, но и негласные. Какие-то правила позиционируются открыто: «Старшим нельзя возражать», «Плачут только слабаки», «Обращаться за помощью унизительно»… Но большая их часть передается негласно, без проговаривания.
В каждой семейной системе есть свои закрепившиеся способы саморегуляции, передающиеся из поколения в поколение. Например, в одной семье принято друг на друга кричать, быстро ссориться и сразу мириться. А в другой – нельзя повысить друг на друга голос, обиды замалчиваются, но запоминаются надолго. Где-то не принято плакать, а где-то любой член семьи готов устроить демонстративную истерику. В одних семьях есть запрет на выражение гнева, в других – на печаль, в третьих нельзя показать тревогу.
В дисфункциональных семьях из поколение в поколение передаются способы нездоровой саморегуляции. Например, веселье невозможно без внешнего стимулятора – алкоголя, и алкоголь становится непременным атрибутом застолья. Другой пример: в семье много одиночества, но нельзя говорить про него и напрямую запрашивать контакт, вместо этого члены семьи ходят к холодильнику и утешают себя едой.
У ребенка в такой семье просто нет альтернативы, ему не из чего выбирать. Он невольно впитывает те примеры, которые у него перед глазами.
Первый вариант формирования нездоровой саморегуляции происходит в детском возрасте под влиянием окружения и неосознанной передачи подобных паттернов.
Вариант № 2
Есть и другой вариант: в детстве оптимальная саморегуляция была сформирована. Однако под влиянием травматичного события она дала сбой, оказалась нарушена.
Возвращаясь к примеру с неваляшкой – внешнее воздействие оказалось таким сильным, что неваляшка уже не может подняться, внутренний механизм сломался.
Такого рода травма может произойти в любом возрасте. Последствия проявляются через некоторое время, и один из возможных вариантов – развитие зависимости (также может быть развитие психосоматики, депрессия, суицидальные намерения и т. д.). Это попытка психики восстановить целостность – увы, нездоровым способом.
Именно так и было открыто в свое время ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство. Ветераны вьетнамской войны в мирное время в США начинали спиваться, уходили в криминал, кончали жизнь самоубийством. При исследовании этого феномена были высказаны предположения об отсроченном влиянии психологической травмы.
В фильме «Форест Гамп» (США, 1994) мы видим историю лейтенанта Дэна (актер Гэри Синиз), как раз ветерана вьетнамской войны. Мужественный герой в военном прошлом, лишившись ног и не находя себя в мирной жизни, он спивается. И лишь Форест Гамп (актер Том Хэнкс) помогает ему найти новый смысл в жизни – травматик нуждается в помощи извне, механизм «водоворота травмы» не дает самостоятельно восстановить целостность.
Так что в ряде случаев зависимость – следствие серьезной травмы, кроющейся в прошлом. В случае развития зависимости как последствий психологической травмы помощь аддиктам имеет свои особенности, и специалист должен иметь соответствующую подготовку.
Важно! Психологическая помощь зависимому человеку не заменяет помощь медицинскую. Врач и психолог (психотерапевт) дополняют друг друга, работая с зависимыми и их семьями.