+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были чувства. Только было оно не за Тридевять земель, а совсем рядом. Потому что это царство – наше собственное тело…

Наши чувства, казалось бы, так рядом – ведь они наши собственные, а не чьи-либо еще. Но вместе с тем, порой они неизмеримо далеко – ведь мы редко обращаем на них внимание, прислушиваемся к ним. В большинстве случаев мы обращаемся со своими чувствами пренебрежительно – подобно плохим родителям, которые вспоминают о своем ребенке лишь тогда, когда он болеет или хулиганит, так и мы прислушиваемся к своим чувствам лишь тогда, когда они кричат во весь голос. Наша эмоциональная жизнь становится неким неведомым Тридевятым царством, о котором все много слышали, но так себе его толком не представляют, а то и вообще не уверенны в его существовании…

Мнение эксперта

Ирина СОЛОВЬЕВА, практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по бодинамике

Пренебрежение к чувствам — отличительная черта нашей культуры, причем не только российской: точно такая же ситуация в Европе, США, Канаде… Дело в том, что корни здесь одни – Эпоха европейского Просвещения. Именно тогда, в 17-18 веках возникло противопоставление ума и чувств, при этом разум ставился на пьедестал, а чувства обесценивались. Конечно, в этом были и свои плюсы: стала возможна научная революция, открытия и изобретения посыпались одно за другим, и благодаря этому мы сейчас можем пользоваться теми «благами цивилизации», о которых наши предки и помыслить не могли в самых смелых своих фантазиях. Но – за это человечество ждала и расплата: воспевая интеллект, мы отказываемся от чувств.

Современная система воспитания развивает в ребенке мыслительные способности: накачивает информацией и учит, как с ней обращаться – анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы… При этом эмоциональная сфера остается без внимания. Детей не обучают прислушиваться к своим чувствам, разбираться в них… И, вырастая, они не знают – как обходиться со своими чувствами. Ребенок становится умным, образованным, у него широкий кругозор, но при этом он не овладевает эмоциональной саморегуляцией – и поэтому не знает, как помочь себе в трудную минуту, как справляться со стрессом.

В итоге формируются нездоровые способы самоподдержки: алкоголизм, наркомания, курение, переедание,  Интернет-зависимость, зеппинг (хаотичное переключение ТВ-каналов) и т.д. Это помогает запихивать свои чувства подальше, не слышать их голоса. Но за подобный отказ от чувств наша цивилизация расплачивается, и цена высока. И в первую очередь мы расплачиваемся своим здоровьем – страдает тело.

Наше тело и чувства тесно взаимосвязаны – тело является субстратом, основой для чувств. Это как некий фундамент, на котором строится дом. Тело и чувства – как два сообщающихся сосуда: если в одном что-то поменять, то изменения автоматически произойдут и в другом…

Все, что происходит с телом, моментально отражается на эмоциях: например, каким бы солнечным ни был день, ему невозможно радоваться, если на тебе неудобная обувь и ноги уже стерты в кровь. Радости от красот пейзажа не будет – ее пересилит раздражение и другой негатив. И обратная связь так же верна: когда приходят радостные новости, то сразу же меняется поза – спина распрямляется, на лице появляется улыбка…

Физиологическая подоплека взаимосвязи тела и чувств исследуется довольно давно, и на сей день неплохо изучена. Но этот механизм интересовал не только медиков и психологов – он используется также в классической русской школе актерского мастерства, известной как «Система Станиславского». Так, Михаил Чехов предлагал актеру для вхождения в образ следующий прием: чтобы вызвать у себя определенное чувство, надо принять позу, которая этому чувству соответствует, и тогда через некоторое время это чувство придет само. Актеры используют этот прием за кулисами, чтобы помочь себе войти в образ и выйти на сцену в нужном эмоциональном состоянии.

Этот прием хорош не только для актеров – его можно использовать и в повседневной жизни. Например, вам предстоит важный деловой разговор – вы собираетесь обсудить что-то с начальником, но чувствуете робость и неуверенность. Выделите время на подготовку к разговору – больших временных затрат это не требует, иногда достаточно нескольких минут. Уединитесь, чтобы не удивлять коллег, и сделайте следующие шаги:

  1. Представьте – как выглядит уверенный в себе человек, хороший профессионал, который легко может обсуждать с руководством самые сложные вопросы. То есть сформируйте желаемый образ – каким бы вы хотели сейчас быть.
  2. А теперь станьте на время этим человеком – примите позу, в которой он мог бы стоять, выражение лица… Попробуйте пожестикулировать – так, как это сделал бы он; изобразите его мимику…
  3. Побудьте в немного этом опыте. И уже через несколько минут у вас начнут возникать нужные чувства, придет желаемое состояние…

Другие люди очень тонко чувствуют наш настрой и соответственно на него реагируют. Когда мы начинаем воспринимать себя по-иному, к нам меняется и отношение окружающих. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная»? Ирина Муравьева играет там женщину, у которой не складывается личная жизнь. И вот она решает измениться – начинает себе внушать: «Я самая обаятельная и привлекательная». Она меняет свое самовосприятие, отношение к себе – и меняется то, как она себя презентирует, как ведет себя с окружающими. Мужчины очень тонко реагируют на изменение настроя, и у нее сразу появляются поклонники.

И этот фильм – не совсем «сказка для взрослых». Вы можете провести эксперимент – правда, он требует определенной смелости:

  1. Оденьтесь привлекательно, сделайте красивую прическу и макияж. Но перед выходом из дома внушайте себе какое-то время, что вы – некрасивая, незаметная, что мужчинам вы не нравитесь и вас никто не замечает… А теперь погуляйте какое-то время по городу. При этом отслеживайте: какой стала ваша походка, осанка, как на вас реагируют мужчины…
  2. А теперь оденьтесь довольно просто, нанесите минимум косметики, но несколько минут внушайте себе, что вы – красавица, мужчины от вас без ума и т.д. И снова погуляйте по улицам. И вы увидите – как, согласно настрою, меняются ваши движения, как на вас теперь реагируют встречные мужчины…

Хорошо, если вы сможете подключить к эксперименту подругу – пусть она идет неподалеку от вас, но не совсем рядом. Она сможет рассказать, как это выглядит со стороны, и даже сделать снимки на фотоаппарат, чтобы вы потом сами на себя посмотрели и смогли сравнить обе части эксперимента.

В каких бы городах не проводился этот эксперимент, он показывает схожие результаты: какой бы красавицей ни была женщина, если она себя не ценит – ее не могут по достоинству оценить и мужчины. И наоборот – менее привлекательная девушка, которая в себе достаточно уверенна, пользуется успехом!

Наше тело отражает психологический настрой – и окружающие бессознательно считывают, какие сигналы от нас исходят.

На механизме взаимосвязи телесного и психического базируется такое направление в психологии как телесно-ориентированная психотерапия (ТОП). Зародившись в 30-е гг прошлого века, оно активно развивается  во многих странах, в том числе и в России. И вот что ТОП говорит нам о связи тела и чувств.

  1. Тело помнит все. Весь наш эмоциональный опыт, приобретаемый в течение жизни, не исчезает без следа – при необходимости тело может его вспомнить, причем даже те переживания, которые нами не осознаются. Так, эмоциональная память тела начинается еще в утробе – тогда, когда наше сознание еще не сформировано. Поэтому информации об этом в нашем сознании быть не может – а вот тело прекрасно помнит, какие эмоции мы испытывали в животе у мамы, и при необходимости может это сообщить. В телесно-ориентированной психотерапии существуют специальные техники, позволяющие вызвать у тела эти воспоминания. Но проявляется это и в повседневной жизни: например, когда мы принимаем ванну, то тем самым воспроизводим для тела ситуацию матки: тесное замкнутое пространство, вокруг теплая вода… Большинству из нас это приятно, но есть те, кому принимать ванну очень дискомфортно: появляется страх, отвращение, состояние удушения… В некоторых случаях это связанно с тем, что активизируется эмоциональная память тела: плоду по каким-либо причинам было в матке дискомфортно, и тело не хочет возвращаться обратно в это состояние.
  2. Тело не врет. Сигналы, которые оно посылает, свидетельствуют об истинных чувствах, тогда как слова могут лгать. Причем не потому, что наш собеседник сам по себе – лжец: просто он сам может не догадываться о своих истинных чувствах. Например, если некто нервно вертит в руках свой мобильный, при этом покачивает ногой и ерзает туда-сюда в кресле, но говорит: «Я спокоен! Я расслаблен!» — вы ему поверите? Его словам – нет, а телу – да. А тело в этот момент сообщает: «Я нервничаю! У меня много беспокойства!» Именно тело раскрывает нам истинные чувства собеседника.
  3. Чувства, которые мы пытаемся подавить, на самом деле никуда не исчезают, а поселяются в теле. Со временем это приводит к проблемам со здоровьем, которые могут проявляться в самых разных вариантах: от постоянного напряжения, невозможности расслабиться, бессонницы, до серьезных заболеваний. Есть особая группа болезней – психосоматические расстройства. Это телесные недуги, которые вызваны психологическими причинами: например, за гипертонией скрывается подавленная ярость…
  4. Есть закономерности в том, как чувства расселяются по телу. Исходя из них, можно составить некую «картографию».

И мы предлагаем вам исследовать свою телесную карту чувств. Для этого вам понадобятся 2 белых листа формата А4 и цветные карандаши или мелки.

  • Напишите на первом листе список чувств, которые являются для вас наиболее привычными. Здесь не может быть «правильного» или «неправильного» — это же ваши чувства! При этом постарайтесь каждому чувству присвоить определенный цвет, с которым оно ассоциируется.
  • Нарисуйте свое тело (художественные способности роли не играют – это же психологический тест, а не вступительный экзамен в Суриковское училище).
  • А теперь посмотрите на первое чувство в своем списке. Вспомните ситуации, когда вы его испытывали, и прислушайтесь к своему телу – где это чувство отзывается? Раскрасьте этот участок тела соответствующим цветом.

Например, ваш список начинается с тревоги. Она ассоциируется у вас с черным цветом. И когда вы вспоминаете ситуации, связанные с тревогой, у вас напрягается живот и появляется ком в горле. Тогда обозначьте это черным цветом на нарисованной фигуре.

Когда вы таким образом пройдете по всему списку чувств, посмотрите на рисунок. Равномерно ли раскрашена фигура? Есть ли участки, которых остались белыми? И – напротив, те, где присутствует сразу много цветов?

И тот, и другой случай одинаково важны – но обозначают они разное.

  1. Если некоторый участок фигуры остался незакрашенным – это еще неоткрытые земли, неизвестная территория в вашем внутреннем пространстве. С какой-то частью своей личности вы еще не знакомы. Ведь на самом деле чувства живут во всем нашем теле, и в идеале вся фигура в итоге должна быть закрашена. Чем больше пустого места на рисунке – тем меньше степень контакта со своими чувствами.
  2. Если какие-то участки фигуры оказались «перегруженными» — в них присутствует сразу много цветов, то тогда и в вашем реальном теле там, скорее всего, кроется много напряжения. Тогда этим частям тела надо уделять больше внимания – расслаблять их. Это так называемые «зоны риска» — из-за хронического перенапряжения именно там со временем могут появиться проблемы.

В идеале фигура закрашена целиком, причем достаточно равномерно.

Мнение эксперта

Светлана ЕВСЕЕВА, детский психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по психомоторной диагностике и коррекции детей

Последние годы мы все чаще сталкиваемся с нарушениями в эмоциональной сфере у детей. Это проявляется как неумение определить свое эмоциональное состояние – назвать чувства, управлять своими эмоциями, а также – устанавливать глубокие эмоциональные связи с другими людьми. А ведь без этого контакт становится поверхностным – это уже не любовь, не дружба, а так, поверхностные приятельские отношения… Со временем это все больше сказывается на социальной жизни подрастающего ребенка – он оказывается в своего рода эмоциональной изоляции, обрекает себя на одиночество.

Корни этого кроются в семье. Увы, все чаще эмоциональное обращение с ребенком в семье становится формальным, родители пытаются заменить свою любовь некими другими благами. Иногда такими «заменителями любви» выступают материальные вещи: родители откупаются от ребенка подарками, чтобы обрести большую свободу – иметь достаточно времени для своего профессионального развития и личной жизни. Другой популярный «заменитель» — информация. Ребенка как бы накачивают какими-то знаниями, картинками, перед ним разворачиваются события – но при это ребенок остается эмоционально голодным. Примером последнего могут служить фильмы, компьютерные игры, Интернет – вроде бы ребенок многое в себя впитывает, но это не то, что ему нужно на самом деле. И аудио-книга, звучащая из компьютера, никогда не заменит сказку, рассказанную родителем.

Эмоциональное развитие ребенка в первую очередь определяется качеством его контакта с родителями, а не количеством и стоимостью игрушек. Поэтому как бы ни были заняты родители, важно выделять время для непосредственного общения с ребенком – и давать ему достаточно телесного и эмоционального контакта.

Увы, реальность такова, что многие родители, как бы они не любили ребенка, вынуждены много работать, и дома бывают редко. Тем не менее – важно включить в свой график и ребенка. Общение с ним – не менее важное событие на неделе, чем предстоящая деловая встреча. Попробуйте не ждать, когда вы переделаете все дела на неделе и у вас образуется свободное время для ребенка – планируя свой график, включите в него общение с малышом. Тогда вероятность того, что время все же найдется, повысится. Также стоит оповестить о своих планах и ребенка – пускай он знает, что родители будут заняты на неделе, зато в субботу поведут его в Зоопарк. Тогда ему будет легче переносить разлуку с ними и он не будет себя чувствовать отвергнутым. Стабильность, предсказуемость очень важны для детей – это снижает их тревожность, успокаивает…

Тогда малыш будет расти, с одной стороны, спокойным, а с другой – не бояться собственных чувств.

Мнение эксперта

Мария ОРАЕВСКАЯ, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по семейным расстановкам, НЛП-мастер

Когда ребенок еще маленький, он уже способен испытывать сильные чувства, но еще не знает, как с ними обходиться. Например, если малыш злится, может ли он проявлять это? и как именно?.. Здесь очень важно то, как чувства ребенка принимаются его окружением – в первую очередь, конечно, речь идет о родителях. Способна ли мама вынести гнев малыша? Увы, некоторые мамы сами начинают обижаться на него, и начинают вести себя не как взрослые, а как в дети, и в итоге это превращается в ссору двух детей, один из которых лет на 20-30 старше второго…

Также имеет огромное значение то, как сами родители обходятся со своими чувствами. Например, если ребенок видит, что мама переживает, но ему говорит, что «все замечательно» — в нем поселяются недоверие и к маме, и к самому себе, к своим чувствам, и к реальности вцелом…

Большинство из нас не учатся в детстве здоровому обращению со своими чувствами, поэтому когда мы вырастаем, то ситуация не сильно меняется. Мы растем интеллектуально – но наша эмоциональная сфера продолжает оставаться незрелой. Чувства для нас – по-прежнему нечто непонятное, а потому – пугающее… Не принимая свои собственные чувства, мы не способны принять и чувства ребенка, и тогда история повторяется – мы передаем «эстафетную палочку» следующему поколению…

Но все не так фатально. Когда мы начинаем разбираться со своими чувствами, то тогда меняется наш внутренний сценарий – и тогда мы способны передать своим детям уже новые схемы обращения с чувствами. И тогда повышаются шансы на то, что для наших детей их чувства перестанут быть непонятным Тридевятым царством, таящимся за тридевять земель…

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий