В нашем обществе существуют глобальные запреты на чувства. Ребенка с детства ограничивают: «Не смей злиться на родителей», «Что-то ты больно радостный» и т.д. В итоге он начинает сам себя ограничивать, подавлять чувства.
Мы стесняемся показывать свои переживания, причем как негативные, так и позитивные. И даже – перестаем понимать, какие эмоции сейчас испытываем! В результате лицо приобретает маскообразность: хронически напряженные мышцы, отсутствие мимики, неподвижный взгляд, проблемы со зрением, мигрени, преждевременное старение… Тело становится деревянным. Мы лишаемся радости жизни, ее полноты. Боимся открыть свое сердце, и живем в эмоциональной «безопасности» – но при этом в одиночестве.
Телесно-ориентированная психотерапия помогает оживить тело, вернуть ему здоровье, раскрыть заложенные ресурсы. И для этого зачастую обращается к древним целительным практикам. Оживить лицо, вернуть себе право на эмоциональную экспрессию помогает АБХИНАЙЯ – древнее индийское искусство выражения эмоций в танце, насчитывающее много столетий. Ведь наши сердца похожи: все люди переживают и выражают эмоции одинаково, вне зависимости от возраста, пола, национальности, временной Эпохи, в которую живут… Секретами мастерства делится с нами известный мастер катхака, преподаватель с 30-летним стажем, художественный руководитель студии индийского танца «Таранг» Гуру-джи Ашвани Нигам.
1 «Сыграй чувство». Чтобы лицо «вспомнило», как выражать чувства, надо ему напомнить, что оно умеет это делать. Для этого изобразите перед зеркалом каждое из следующих переживаний. Абхинайя – танцевальное театральное искусство, поэтому выражение чувств в нем утрированно, преувеличено. Старайтесь максимально включить свою мимику, задействовать все мышцы лица, рот, глаза, взгляд… Такая чрезмерность способствует эффективности упражнения, помогает получить внутреннее разрешение на чувства и активизировать бессознательную память тела о здоровом выражении чувств. Это не значит, что в повседневной жизни надо так же утрировать свои чувства. Благодаря упражнению их выражение станет легче, лицо будет более живым, молодым, подвижным, выразительным, улучшится эмоциональная регуляция своего состояния.Печаль: брови приподняты «домиком», но взгляд чуть прикрыт, глаза увлажняются, лоб наморщен, рот расслаблен и приоткрыт, щеки мягкие.
Героизм (в абхинайе выделяется такое состояние, мы же можем определить его как «уверенность»): голова приподнята, подбородок задран вверх, взгляд прямой и сфокусированный, челюсть сжата, подбородок выставлен вперед.
Удивление: голова выдвинута вперед и наклонена на бок, брови подняты, глаза расширены, рот приоткрыт.
Страх: голова отклонена назад и вжата в плечи, брови и верхние веки приподняты, но зрачки при этом внизу, так что мы видим белые белки глаз, рот напряженно приоткрыт, энергия сжата внутри.
Гнев: шея прямая и вытянутая вверх, голова словно приподнята, челюсть сжата, ноздри раздуваются, взгляд сверху вниз, глаза широко открыты, все лицо напряжено.
Любовь: на губах играет легкая улыбка, взгляд вбок, снизу вверх, голова склонена набок, взгляд внимательный, сфокусированный.
Радость: глаза излучают энергию, рот открыт в широкой улыбке, видны зубы, ток энергии идет изнутри наружу.
Спокойствие: шея прямая, голова тянется вверх, подбородок слегка опущен, веки прикрывают глаза, расфокусированный взгляд вниз, все лицо расслабленно.
Сперва отведите несколько минут на каждое чувство. Подключите руки, ведь жестикуляция – важный канал эмоциональной экспрессии. Потом – ускорьте темп, меняйте чувства на своем лице все быстрее и быстрее, выбирайте их в случайном порядке…
Как один из эффектов, это упражнение помогает выйти из эмоционального застревания: из депрессии, подавленности, отчаяния, грусти и т.д. Помогает изменить свое эмоциональное состояние и даже сознательно его регулировать: если мы изображаем эмоцию хотя бы несколько минут, мы начинаем ее и вправду испытывать.
2 «Зеркальная практика». Это упражнение выполняется в паре. Один партнер показывает на своем лице чувства и сопровождает жестикуляцией. Это делается очень медленно, как в замедленной съемке. Его партнер, как зеркало, должен все повторять.Гуру Ашвани Нигам — выдающийся исполнитель и педагог из Индии, который является последователем школы Лакхнау стиля Катхак. Его учителями были Гуру Факир Чандра Матхур, Пандит Рам Мохан Махарадж, Гуру Мунна Лал Шукла. В Москве он преподает уже более 16 лет (всего преподавательский стаж – 30 лет). Руководит Театром Индийского танца «Таранг». В рамках работы театра осуществляются постановки танцевально-драматических спектаклей, готовятся шоу- программы для праздников, проводятся семинары и мастер-классы в различных городах России и в других странах мира, а также ежегодные экзамены по танцу в Москве под руководством Университета музыки и Танца «Праяг Сангит Самити» (г.Аллахабад, Индия). В «Таранг» принимаются все желающие.
www.ashwaninigam.com, 8-906-737-94-76, 8-903-003-53-57, 8(495)711-02-93.
Катхак — классический стиль танца, который развивался и стал популярен на Севере Индии и переводится с языка Хинди, как «тот, кто рассказывает историю».