Полным быть стыдно, страшно, совестно и неловко. Современное общество может тебе простить, если ты отнимаешь конфеты у детей, организуешь финансовые пирамиды, покрываешься в полнолуние шерстью и воешь на луну. Но если у тебя лишний вес – на тебя будут косо смотреть, осуждающе хмыкать, обвинять в слабоволии и обжорстве; переглядываться за спиной, сплетничать и всячески демонстрировать свое неодобрение.
Полнота в начале 21 века оказывается стигматизированной. Возможно, это самый страшный грех нашего времени. Вы замечали, что сейчас достаточно большое количество сериалов, в которых главным героем становится психопат-убийца, и его образ романтизируется? «Дексер», «Ганнибал», «Метод»… Мол, не такой уж он и злодей, это все детские травмы виноваты, его надо «понять и простить»… Получается, что зритель может простить жестокость и убийство. Но не полноту!
Попробуйте вспомнить сериал, в котором главным положительным героем будет толстяк или, уж тем более, толстая женщина. Их явно не так уж много… Значит, зритель не готов принять полноту?..
Полные люди (или просто «в теле», что не соответствует жесткому канону современности) оказываются в сложном положении. Они становятся своего рода изгоями, пускай в открытую об этом и не говорится. А мы относимся к себе так, как относятся к нам, и если человек постоянно сталкивается с непринятием и отвержением его тела, он начинает и сам не любить его. Отвергает собственное тело, осуждает его несовершенство… Итог? Страдают самооценка и достоинство, качество жизни, социальные связи…
Почему именно полнота становится мишенью для негативных проекций и эмоций?
1Увы, и отдельно взятым людям, и обществу в целом бывает нужен «громоотвод» для накопившегося негатива. Вместо того чтобы разбираться с истинными причинами внутреннего недовольства, кому-то проще найти внешний повод для разрядки. В средневековой Европе была «охота на ведьм», в нацистской Германии пострадали евреи… А для кого-то сейчас удобным «громоотводом» становятся полные люди. 2Борьба с лишним весом подогревается масштабной индустрией красоты – многомиллионным бизнесом, а цель любого бизнеса - прибыль. Как заставить потребителя покупать многочисленные товары и услуги? Подключается психологический фактор – очень легко сыграть на чужом нарциссическом комплексе. «А достаточно ли я хорош?» Человеку хочется выглядеть «хорошим» и в чужих глазах, и в своих; сохранять достоинство. Это интуитивно чувствуют даже маленькие дети, когда берут «на слабо» своих приятелей: «А слабо прыгнуть вкрапиву?» И те легко ведутся на эту нехитрую манипуляцию: им хочется сохранить самооценку и не потерять уважение.
Любая реклама – манипуляция, попытка воздействия на чужое поведение: «Налетай-торопись, покупай живопИсь!» - как говорил герой в известном фильме. Манипуляции, задействующие нарциссический комплекс (чувство собственной «хорошести»), обычно оказываются очень эффективными.
Обратите внимание: многие из этих манипуляций направлены даже не на то, чтобы быть «хорошим»; они направлены на то, чтобы просто не быть «плохим»… Индустрия красоты зачастую побуждает не «быть красивым», а не «быть некрасивым».
3Есть интересное психологическое предположение о том, что современные каноны красоты говорят о… скрытом влечении к смерти. В старину полнота считалась признаком красоты и здоровья, особенно у женщин. Действительно, женщины пикнического телосложения имеют меньше проблем с деторождением, чем представительницы атлетического и астенического типов. Слово «худой» в русском языке до сих пор обозначает так же «плохой», то есть нечто негативное: «Худой мир лучше доброй ссоры».Начало 21 века – сложный период. У современного человека достаточно высокий уровень тревожности и агрессии (даже если она не проявляется прямо, а подавляется). Следствием этого может быть бессознательная направленность не на жизнь, а на смерть.
После Второй мировой войны, когда погибли миллионы, люди боролись за жизнь. Вектор влечения у общества направился в сторону жизни. И если мы вспомним актрис, задающих каноны красоты послевоенного времени, то это женщины, которых в начале 21 века явно сочли бы полными. Мэрилин Монро носила 48 размер одежды, что неслыханно для голливудских красоток нашего времени: теперь преобладает размерный ряд 42-44 (и при этом рост актрис значительно увеличился)… Почему произошла такая перемена?..
Психоанализ говорит, что в человеке уживаются две противоположные тенденции: одна влечет к смерти, другая к жизни. В периоды, когда человеку угрожает опасность, может, в противовес, увеличиться желание жить. Так, один мой клиент рассказал, что в юности думал о самоубийстве, но чуть не утонул в бурном море, боролся с волнами, выплыл и после этого оставил все мысли о суициде. В период войн и эпидемий сокращается число самоубийств. А вот жизнь в благополучном обществе может спровоцировать тягу к смерти…
4Еще одна возможная причина, по которой развилась мода на худобу (причем преимущественно женского тела) – бессознательная борьбе с перенаселением планеты. После войны с ее многомиллионными потерями популярностью пользовались женщины пикнического телосложения, вероятность успешного деторождения у них выше. В начале 21 века планета перенаселена, и в моду входит типаж женского тела, напоминающий мужское, мало приспособленный для деторождения. Обратите внимание: у многих признанных красавиц из модельной и актерской есть серьезные проблемы с беременностью, вынашиванием, родами…Лишний вес или не лишний?..
Не подумайте, что это – статья в защиту лишнего веса, нет. Мы – за телесное и психологическое здоровье, а это значит, что мы против остракизма по отношению к полным людям и стигматизма полноты. Мы – за здоровый контакт с реальностью. А значит, надо сначала разобраться, что же такое «полнота».
Можно выделить «здоровую полноту» и «ожирение». И определить, к какой категории относится человек, может только врач. Важно учитывать множество деталей: возраст, процент жировой ткани в организме и т.д.
- Здоровая полнота – телесные особенности человека, его организм находится в рамках медицинской нормы, но при этом может не вписываться в прокрустово ложе современной индустрии красоты… В современном обществе здоровые люди пикнического телосложения воспринимаются как «полные», хотя объективно они такими не являются – у них нет «лишнего» веса, просто они отличаются от людей астенического и атлетического типов.
Важно понимать и принимать свои особенности, ограничения. Например, мужчина в 20 и в 50 лет будет иметь разный вес и пропорции, и это нормально… После беременности у женщины может измениться обмен веществ… В силу своих особенностей «пикники» легко полнеют и им сложно похудеть… Все по-разному усваивают продукты, кому-то нужно в течение суток больше еды, кому-то меньше…
- А вот ожирение – проблема, диагноз. Но поставить его должен специалист – врач. Я знаю случай, когда женщина видела регулярную прибавку на весах, переживала, худела, пока не поняла, что беременна…
Конечно, ожирение наносит вред организму, и с ним нужно что-то делать. Но сперва – разобраться в причинах. Лишний вес – симптом: следствие проблемы либо физиологической (например, гормонального сбоя), либо психологической (например, «заедание» тревоги, самоутешение сладким…).
Ожирение – не вина, а диагноз, имеющий причины. Полный человек нуждается в помощи специалиста, будь то врач, психотерапевт или комплексный подход. Тут уместно привести в пример слоган программы «12 шагов», по которой работают зависимые: «Мы не виноваты в нашей болезни, но ответственны за наше выздоровление». Человек не виноват в ожирении, но что он собирается делать?..
Обвинять полного человека в ожирении – все равно, что обвинять диабетика в диабете, а астматика в астме. Это не следствие порочности или слабой воли; за этим диагнозом скрывается серьезная проблема. Нередко обратиться за помощью полному человеку мешает именно предубежденность: мол, «сам виноват и сам должен справляться», да и вообще, «все бесполезно»…
Человеку, страдающему ожирением, важно признать свою проблему и обратиться за ПОФЕССИОНАЛЬНОЙ помощью. Но в любом случае, он не заслуживает плохого отношения окружающих, а нуждается в принятии и понимании.