+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Очевидно и понятно, что танец живота оздоравливает наше тело: внутренние органы, позвоночник, выправляет осанку и т.д. Но благодаря ему осуществляется еще и скрытый процесс – беллиданс оздоравливает нашу психику. Вернее, психическую жизнь – сформулируем это так, чтобы не было привкуса чего-то психиатрического. 

Пожалуй, можно назвать танец живота своего рода «непроизвольной психотерапией», совершающейся помимо нашего разумения и контроля… Танец и повседневная жизнь оказываются тесно связанными, и прогресс на занятиях вызывает изменения и в реальной жизни.

Это не мистика – это законы целостности нашей личности. «Телесное и психическое едины» - на этом положении зиждется такое направление психологии как телесно-ориентированная психотерапия. Как наша психическая жизнь влияет на тело – так и тело влияет на психическую жизнь. На этих маленьких хитростях базируются некоторые актерские техники: чтобы действительно почувствовать какую-то эмоцию, актер принимает сопутствующие ей позу, выражение лица, и нужное чувство вскоре появляется. И наоборот: мы загрустили, и у нас тут же опустились плечи, взгляд стал понурым…

Так что же получается? Человек рождается достаточно здоровым – и телесно, и психологически. Даже если были трудности во время беременности – вряд ли токсикоз длился все 9 месяцев и вряд ли мамочка весь этот срок мечтала об аборте. Но рождается он в отнюдь не идеальном мире. С самого начала на нас обрушиваются так называемые травмы развития.

Травмы развития - это и действительно серьезные события, которые, увы, со временем накапливаются в жизни любого человека: автокатастрофа, перелом, болезнь, развод, нападение… И события, так сказать, рядовые, но от этого более приятными не становящиеся: например, мать не дала младенцу достаточно тепла и любви, часто оставляла его одного. Она могла в действительности искренне ребенка любить, но ее отвлекали внешние обстоятельства, и в ребенке с младенчества поселяется чувство брошенности и одиночества. В последствии это как бы притягивает привычную ситуацию покинутости, и велика вероятность того, что в любви и дружбе будет много разочарований…

Так что все эти наши травмы развития откладываются в теле в виде хронического мышечного напряжения. Появляется какая-то эмоция – мгновенно идет сигнал в

соответствующие ей мышцы. Мы просто это не осознаем – точно также, как не чувствуем ток лимфы, выделение ферментов и вообще 99% информации, идущей к нам от тела. Мышца напрягается – но мы не обязательно ее задействуем, помогая этому напряжению выйти. Мы редко позволяем действовать себе естественно.

Например: нас обхамили в автобусе, мы только собрались обхамить в ответ – так ведь нет, вспомнили о своей не утраченной пока интеллигентности, сдержались. А вот мышцы лица успели напрячься. Представляете, сколько всего невыговоренного скапливается в них с годами?

Образовавшаяся система привычных мышечных напряжений индивидуальна – она называемся мышечным панцирем. Так как мы все индивидуальны и наши жизни неповторимы, то и мышечный панцирь у каждого свой. Однако есть некие общие закономерности.

Так, мышечный панцирь делится на 7 сегментов – они совпадают с 7 чакрами, хотя основатель этой психотерапевтической теории В.Райх не был знаком с восточными учениями. Каждый сегмент несет определенную символическую нагрузку, связан с определенными психологическими проблемами и ресурсами.

И так как беллиданс задействует все наше тело, то он является хорошим диагностическим инструментом: проблемы с определенным сегментом порождают проблемы с определенными движениями. Таким образом мы можем видеть – какой груз из прошлого мешает танцовщице. И наоборот – танец помогает ей с этим «грузом» справиться. Осуществляет «непроизвольную психотерапию».

1) Тазовый сегмент. Анатомически включает в себя таз и ноги. Психологическая нагрузка:

  • половое влечение,
  • страхи, особенно связанные с сексуальностью,
  • неуверенность в себе,
  • агрессия,
  • выбор жизненного пути,
  • опора в жизни (в том числе и возможность опереться на кого-то),
  • контакт с реальностью.

В танце проблемы с сексуальной сферой приводят к ощущению «зажатого» таза – ведь таз у таких женщин находится в состоянии постоянного напряжения (особенно это характерно для женщин, переживших насилие или его попытку – таз как бы защищает себя таким образом). И восьмерки, круговые движения, ягодичные тряски и другие элементы, связанные главным образом с этой областью, будут даваться такой женщине с

трудом. Однако со временем, когда она «растанцуется», танец поспособствует решению этих проблем, оздоровит женщину.

Накопившаяся за нашу жизнь агрессия сконцентрирована, в основном, в копчике – в самом низу спины. Это мешает плавности движений тазом, однако помогает делать резкие движения – таким женщинам особенно показан танец под барабаны, помогающий выпустить эту агрессию. После этого плавность движений будет восстановлена и в танце, и в жизни – походка станет совершенно другой.

Страхи и неуверенность в себе скрыты в коленях. Для женщин с такими проблемами именно эта область является травмоопасной. Они могут ощущать слабость в ногах, для них характерны «ватные ноги», нежелание стоять, нелюбовь к прогулкам, иногда даже – ноющая боль и развитие заболеваний с возрастом. И во время трясок, задействующих ноги (когда танцовщица мелко стучит пятками, и волна дрожи доходит до живота), эти женщины быстро устают, однако именно тряски помогут укрепить слабые мышцы, выпустить годами сидящие в них страхи наружу.

За остальную символическую нагрузку отвечают собственно стопы. Если у танцовщицы есть подобные психологические проблемы, то она будет неустойчиво чувствовать себя на полупальцах, шататься – даже если у нее все в порядке с равновесием. А уж прогибы назад становятся тут ну просто страшным испытанием. Такой женщине ни за что нельзя переступать через себя, заставляя тело прогнуться назад, но при этом замирая от страха – тогда действительно возникает вероятность травмы. Танец на полной стопе, а также прогибы с поддержкой, под присмотром преподавателя помогут почувствовать себя уверенней как в танце, так и в жизни – и постепенно усложнить танец.

2) Живот.

Недаром слова «живот» и «жизнь» - однокоренные. В животе живут наши самые глубинные страхи – страхи за нашу жизнь. Через живот мы получали питание первые 9 месяцев нашей жизни – а значит и право на жизнь. Чуть ниже пупка находится точка хара – это центр самоидентификации в восточных учениях, и именно в точку хара самураи наносили себе удар, делая харакири, и тем самым отказывая себе в праве на существование…

Мягкий, и вместе с тем сильный живот, позволяющий выполнять все тряски и волны, говорит о здоровом самопринятии и об отсутствии угрозы жизни в прошлом. Если же движения животом никак не даются – можно предположить, что дает о себе знать событие из прошлого (нападение, автокатастрофа, серьезная травма, тяжелая болезнь…) либо женщина себя не принимает, не любит. Впрочем, одно другое не исключает… Танец живота – недаром ведь он так назван – помогает животу как бы пробудиться: помогает

найти ответ на вопрос «кто я?», войти в контакт с собой, а также – выпустить наружу страх за свою жизнь, которые годами может сидеть внутри и мешать спокойно жить…

3) Диафрагмальный сегмент.

В диафрагме живут наши социальный страхи – то есть связанные с контактами с социумом: «меня не примут», «меня отвергнут», «никто меня не любит», здесь же – стыд, стеснительность, смущение, робость…

У женщин, для которых характерны такие страхи, диафрагма постоянно пребывает напряженной, поэтому в танце их тело кажется как бы перерезанным пополам. Это не про умение изолированно двигать бедрами либо верхней частью тела – это про некий диссонанс. Тело кажется расщепленным: полная волна, когда движения грудью и тазом плавно друг в друга переходят, у этих женщин не ладится. Однако упорство поможет решить эту проблему на телесном уровне – девушка «растанцуется», а также и на психологическом – социальные страхи выйдут наружу.

4) Грудной сегмент, включающий в себя как грудную клетку, так и руки.

При этом грудная клетка является своего рода контейнером для чувств – недаром фольклор самых разных народов мира связывает эмоции с сердцем, с грудью… Здесь хранятся глубинные печали, радости, одиночество, истинная любовь…

Руки отвечают за контакты с миром вообще, кисти – за контакты с людьми. Правая кисть – за контакты с мужчинами и своей яньской частью, левая – контакты с женщинами и со своей иньской частью.

Накопившиеся за годы эмоции: разочарования в отношениях с людьми, разбитое сердце, переживания одиночества и тоски – делают грудную клетку как бы омертвевшей. У таких людей затруднено дыхание грудью, могут даже возникать проблемы с сердцем. В танце это проявится в трудностях с дыханием – ведь используется лишь малая часть объема легких; в трудностях с движениями грудью – с трясками, разнообразными кругами и восьмерками… Но танец в итоге поможет выпустить чувства наружу и расслабить грудные мышцы, сделав их более пластичными.

Скованные руки и кисти говорят о трудностях в контактах с миром вообще и с людьми в частности. По тому, больше проблем возникает с правой или левой стороной тела, можно говорить о больших трудностях во взаимоотношениями с мужчинами или женщинами. Обычно эти трудности связаны с глубинными страхами, идущими еще от взаимоотношений с матерью и отцом. Страх как бы сковывает руки, мешая пластичности. Ее восстановление на мышечном уровне поможет ее восстановлению и на уровне психологическом.

5) Шея.

Связывает эмоциональную и ментальную часть. Помогает наладить диалог между нашим «хочу» и «надо». А так как в нашей жизни много несостыковок между этими двумя посланиями, то шея является травмоопасной зоной, и с ней надо быть особенно осторожной. Когда конфликт между «хочу» и «надо» становится слишком сильным, то ее можно повредить даже во время достаточно безопасных беллидансовских элементов.

Также травмоопасность шеи зачастую связана с гипотонусом, т.е. с перерасслаблением, глубоких мышц, поддерживающих позвоночник. Это достаточно распространенная проблема, связанная со следующими причинами. Во-первых, позвоночник является стержнем нашей личности – в прямом и переносном смысле – и когда наше Я терпит фиаско (например, в ситуации провала на экзамене, неудачи на работе, проигрыша сопернице), то это ранит нас, лишает уверенности в себе, мы оказываемся сломленными психологически, и физически тоже: глубокие мышцы шеи и спины ослабляются, мы ссутуливаемся… Во-вторых, эти мышца отвечают за нашу включенность в жизнь, участие в реальности. И если на бессознательном уровне окружающий мир представляется угрожающим и дискомфортным, то в эту реальность и не хочется включаться, мышцы оказываются почти незадействованными, они не исполняют свои функции до конца, поэтому возникает угроза травмы…

Порожденная этими проблемами травмоопасность шеи является одной из причин, по которым лучше заниматься танцем живота не дома по записи, а в присутствии преподавателя. Правильная проработка шейной области в танце поможет разрешить эти сложности и на психологическом уровне.

6) Рот. Очень часто, как это ни странно, именно рот мешает танцевать: ведь исполнительница хочет одарить зрителей улыбкой, но, испытывая скованность и напряжение, не может улыбаться естественно, и улыбка превращается в «звериный оскал капитализма». Или, наоборот, танцовщица ну никак не может улыбнуться, и своей мимикой напоминает мученицу эпохи раннего христианства…

Напряженный рот скрывает «невыговоренное», накопившееся за годы жизни, а также агрессию: ведь будь мы первобытными людьми, мы на наших обидчиков не только кричали бы, но и кусали их, а то и загрызли… Работа со снятием напряжения в ротовой области, с высвобождением агрессии помогает сделать улыбку искренней и красивой, что лишним никогда не будет.

Какие упражнения тут можно рекомендовать? Все очень просто: надо почаще… кусаться и плеваться. Разумеется, в специально отведенное для этого время в специально отведенных условиях. Неужели у вас не найдется лишняя минутка, чтобы покусать подушку? Или поплеваться, запершись в ванной? Это помогает не только «выпустить

пар» и вернуть улыбке естественную гармонию, но и зачастую решает такую проблему как переедание (в ряде случаев оно связано именно со сдерживаемой агрессией, желанием кусаться).

7) Последний сегмент – глазной. Включает в себя, естественно, глаза, а также лоб и верх головы вцелом.

90% глазных заболеваний, а также мигрени связаны с психологическими проблемами, скрытыми в этой части тела. Эти проблемы:

  • излишний контроль над собой; неумение себя отпустить; желание всегда соответствовать высоким требованиям; постоянное ощущение некой невидимой аудитории рядом с собой, которой надо нравиться;
  • желание уйти от реальности – что-то вроде «Глаза бы мои на это не смотрели!»;
  • страх открыться, установить глубинный контакт с другим человеком: ведь взгляд глаза-в-глаза является очень интимным, это уже контакт душ… Здесь возникает извечная дилемма интимности и изоляции: открыться и оказаться в опасности получить плевок прямо в душу, либо быть в безопасной закрытости, но при этом выть от одиночества…

Для многих начинающих танцовщиц контакт с аудиторией глазами является проблемой не меньшей, чем сам первый выход на сцену. Наверно, все видели танцовщиц, избегающих смотреть в зал, и это портило все впечатление от танца. Таким образом девушка бессознательно следует «принципу страуса», прячущего голову в песок: если я не смотрю – то и меня никто не видит. Тем не менее, контакт глазами крайне важен. На этой части тела в танца живота делается особый акцент, что отражает специфику восточной психологии телесности: ведь для восточной женщины, закутанной в одеяния, именно глаза становятся средством выражения себя, соблазнения… Восточные женщины добиваются в этом высот – в том числе и в беллидансе. И осваивать это искусство нам, женщинам европейским, просто необходимо. Я помню, как Наталья Павлова – руководитель студии «Джунейна» - постоянно повторяла на занятиях:

- Девочки, не забывайте танцевать глазами!

Беллиданс «оживляет» наши глаза, застывшие от постоянного взгляда на монитор или экран телевизора… В нем присутствуют те движения, которые используются в специальной коррекционной гимнастике для глаз. Это помогает расслабить глазные мышцы, улучшая зрение: ведь зачастую близорукость связана не с деформацией самого глазного яблока, а с излишним перенапряжением мышц. И их расслабление позволяет существенно улучшить зрение.

В свою очередь, это улучшает контакт с реальностью. На бессознательном уровне дает послание, что реальность – она вообще-то не страшная, и на окружающий мир вполне можно смотреть, не убегая в близорукость…

Именно поэтому мы можем назвать беллиданс некой «непроизвольной психотерапией». Телесное и психическое тесно связаны, и меняя свое тело, расширяя свое умение пользоваться им, мы меняем нашу жизнь, открываем новые ресурсы, избавляемся от болезненного груза проблем, который тащим, порой, годами… Самый эффективный способ изменить свою жизнь – это измениться самой. Через совершенствование тела в танце развивается личность вцелом. Это не мистика – это законы психологии.

Конечно, «Чудес не бывает, и из одной маленькой мухи можно сделать только одного небольшого слона», танец не является универсальной панацее от всех Вселенских напастей. Но - танцуйте для себя, для других, получайте удовольствие, осваивайте новые движения, не пугайтесь трудностей – и вы увидите, как изменится ваше тело и как преобразится ваша жизнь!

Психолог Ирина Соловьева для журнала «Ориенталь»

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle