Цель: интеграция отчуждаемых частей тела и личности, восстановление целостности образа Я, повышение самопринятия.
Инструкция: Упражнение можно делать лежа или сидя в удобной позе. Прикройте глаза, настройтесь на себя, на свое тело – постарайтесь хорошо его ощутить.
Подумайте, какие части вашего тела вам не нравятся? Сколько их, насколько большую площадь тела они занимают?
Как правильнее сказать: они вам не нравятся, раздражают, вы их ненавидите, испытываете отвращение, неприязнь?.. Возможно, у вас есть собственное определение.
Можно ли составить иерархию: самая нелюбимая часть тела, затем – вторая по нелюбимости и т. д. Составьте иерархический список этих частей тела, запишите его. Записи помогут вам ничего не забыть, а через какое-то время отследить, есть ли динамика. Подумайте, полный ли это список? Может, вы про что-то забыли? Дополните его.
А теперь ваша задача – поработать с каждым пунктом списка, с каждой нелюбимой счастью описанным способом. Не обязательно проделать всю работу за один раз, это может быть серия шагов.
Внутренний диалог
Сосредоточьтесь на какой-либо части тела из списка. Попробуйте установить с ней диалог. Пофантазируйте, какие ответы она может дать? Фантазии не бывают случайными, доверяйте тем мыслям, которые приходят в вашу голову, даже если они сперва кажутся странными.
Спросите, какое у этой части тела настроение? Что ей хочется? На что она хотела бы пожаловаться? Что хочет вам сказать? Как может вам помогать, для чего может быть вам полезной?
Попробуйте мысленно улыбнуться этой части тела и сказать ей что-то хорошее, поблагодарить за то, что она есть. Как она откликается на позитив? Как тогда меняется ваше состояние в целом?
Комментарии
- Каждая часть тела имеет свою психологическую символику. Отчуждая какую-то часть тела, мы лишаем себя контакта с этой психологической темой.
- Отчуждение может начинаться с телесного уровня. Например, ребенка дразнят за выдуманный или реальный недостаток. «Недостаток» означает несоответствие неким стандартам, которые в каждую эпоху свои. В приводимом примере ребенок начинает искажать эту часть тела в своем бессознательном образе Я – скорее всего, она «разрастется». Начнет отчуждать свой таз, и тогда искажаются темы, связанные с этой частью тела. Сексуальность начнет или игнорироваться, или ей будет придаваться сверхзначимость.
- Может быть и наоборот: отчуждение части тела начинается с пласта психологического. Ребенок растет в семье со строгими сексуальными табу, которые он начинает разделять и отчуждать свою тазовую область: она станет искаженной в образе тела.
- Принятие нелюбимых частей тела помогает восстановить целостность: и образа тела, и личности в целом.
- Часто по отношению к своему телу мы бываем неблагодарными. Что-то требуем от него, забывая про заботу и благодарность, а оно ведь служит нам верой и правдой, выполняя положенный функционал. Мы бываем недовольны тем, что оно не дотягивает до идеала.
В одном интервью американская актриса Мерил Стрип сказала: «Раньше я переживала, что мои ноги не такие длинные и красивые, как у других актрис. А теперь я радуюсь тому, что у меня есть ноги».
- Когда мы требуем от тела то, что оно не должно, оно начинает нам «мстить». Органы нужны для того, чтобы выполнять определенные функции, они не должны соответствовать социальным шаблонам представления о красоте. Уши должны «слышать», а не быть маленькими, большими, оттопыренными, с большими или маленькими мочками – как это может быть принято у того или иного племени, в ту или иную эпоху. Если мы требуем, чтобы орган выполнял дополнительную функцию, его основная функция может давать сбой. Когда мы относимся к телу с вниманием и принятием, оно начинает нас благодарить, даря здоровье, хорошее самочувствие, интуицию и т. д.
Фрагмент из новой книги психолога Ирины Соловьевой «Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика»