Прошлым летом я путешествовала по Грузии. И заметила интересный парадокс. Казалось бы – современное европеизированное общество, позиционирующее равенство полов… Рыцарское поведение мужчин, готовность придти на помощь женщине…
Но – стоит ли за этим истинное уважение к женщине? И что в патриархальном обществе значит «уважение к женщине»? В древнем городище Греми мне бросилась на глаза мемориальная доска, посвященная царице Кетеван Мученице, которая когда-то там жила. Греми захватили персы, заставляли Кетеван принять ислам, но она умерла под пытками, не отрекшись от своей веры. Теперь ей посвящена надпись: «Кетеван Мученица – единственная женщина, равная мужчинам. Где вторую такую найти?» И о каком тогда равенстве полов может идти речь, если это «единственная женщина, равная мужчинам»?..
Грузия – не единственный пример. То же самое происходит и в других патриархальных обществах. В них может быть уважение к женщине, вот только проявляется оно своеобразно – однобоко. Это уважение к женщине как к матери, раскрытие лишь одной из ипостасей женщины.
У Аристотеля есть модель «идеальной женщины» Он представлял ее как равносторонний треугольник, в котором есть стороны Мать, Гетера, Жрица. В переводе на наш современный язык: Мать, Партнерша, Профессионал. Согласно Аристотелю, женщина должна одинаково реализовываться во всех трех ролях. Если одна из этих ролей начинает преобладать, то теряются другие: ведь сумма углов треугольника постоянна.В патриархальном обществе именно этот перекос и происходит. На первое место выходит роль женщины как Матери, а остальные две роли страдают. Так называемая роль «Гетеры» (то есть партнерши мужчины) снижается. Возникают выраженные табу на женскую сексуальность, женские энергии подавлены и скрыты. «Приличная женщина» в патриархальном обществе должна строго одеваться, практически не использовать косметику, во многих странах для женщины недопустимо даже улыбнуться на улице или поднять глаза, это будет воспринято как заигрывание…
А вот мужская измена считается чуть ли не нормой – если муж благородно скрывает ее от жены. Любвеобильность восточных мужчин, их попытки завязать роман с любой туристкой вне зависимости от ее возраста, внешности, матримониального статуса хорошо известны. Но восточная женщина, естественно, право на измену не имеет…
Эта асимметрия показана в трогательном и страшном фильме «Побивание камнями Сарайи». Что самое ужасное — фильм основан на реальных событиях. Действие происходит в наши дни в одной из мусульманских стран. Журналист случайно становится свидетелем трагедии – преступления, которое все пытаются скрыть. Сарайя – еще молодая и красивая, но уже надоевшая жена. Муж ей изменяет, он хочет получить развод, чтобы взять новую жену – девочку-подростка. О его изменах знает вся деревня, но люди молчат, а Сарайя покорно терпит.
Он сам обвиняет жену в измене, сфабриковав нелепые доказательства. По традиционному закону, ее предают казни: забивают камнями, и даже ее маленькие сыновья в этом участвуют, чтобы смыть с себя преступление «матери-шлюхи», доказать лояльность мужскому сообществу. А потом перед европейским журналистом деревенские старожилы пытаются сделать вид, что этого преступления не было…
Роль «Жрицы» (то есть реализации женщины в профессиональном поле) в патриархальном обществе тоже нивелирована. Женщина должна заниматься домом. И если в наш век традиционное общество хочет выглядеть современным и европеизированным и допускает, чтобы женщина вышла на работу, это все же может быть воспринято как позор для семьи. Де мол, мужчины не могут ее содержать…
Роль «Матери» — единственная роль женщины, которая поощряется в патриархальном обществе. Этим летом в Грузии мне рассказали анекдот:
У русского есть жена и любовница – он любит любовницу. У американца есть жена и любовница – он любит жену. У француза есть жена и любовница – он любит обеих. У грузина есть жена и любовница – он любит маму.
Увы, это замкнутый круг. С детства в патриархальном обществе растится будущая мать, девочка получает много посланий на тему: «Ты же будущая мама!» Что само по себе неплохо, если бы из нее не растили только мать. Одновременно с этим сексуальность девочки сдерживается: «Веди себя прилично», «Не улыбайся», «Не виляй попой» и т.д. В патриархальном обществе – строгие табу на сексуальность, на связь до брака. Вырастая, теперь уже девушка, а не девочка вступает в брак. И хотя в браке у нее появляются сексуальные отношения, ее сексуальность остается зажатой.
«Секс» и «сексуальность» — понятия не тождественные… А ведь сексуальные отношения – одна из основ брака. Чем отличается любовь от дружбы, если не сексуальностью? В результате в супружеских отношениях возникает дисбаланс: женщина покорно исполняет «супружеский долг», но и мужчину холодность партнерши не устраивает, он начинает искать удовольствие на стороне.
Именно в викторианскую Эпоху с ее сексуальными табу в Англии открывалось огромное количество борделей! Да и Грузия, увы, славится неверностью мужей, постоянным поиском сексуальных связей на стороне. В Грузии существует двойной стандарт относительно мужской верности. Официально измена, конечно, порицается, но негласно существует разрешение на нее и даже — поощрение. Многочисленность внебрачных связей «доказывает» состоятельность мужчины…
Считается, что задача мужа при этом — честно скрывать свою измену от жены, дабы уберечь ее от переживаний. А любящая жена, даже догадываясь о неверности, должна закрывать на все глаза, оправдывая мужа: «Ведь это — мужчина!» Как будто это объяснение что-то объясняет…
Муж, неудовлетворенный сексуальной стороной отношений, ищет утешение во внебрачных связях. У мужчины происходит внутреннее расщепление между любовью и сексуальностью, формируется так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Он привязан к жене сердечно, вот только его либидо направлено на других женщин. Жену он уважает, а любовницу хочет. Он не может хотеть и уважать одну и ту же женщину…
В таком обществе есть система ригидных установок – какой «приличная женщина» должна быть. И если она хоть в чем-то нарушила правила, то сразу же из «Мадонны» стала «проституткой». Поэтому европейская туристка в восточной стране не вписывается в эту ригидную систему и становится в глазах местного населения «проституткой» просто потому, что носит шорты, красит ногти красным лаком и пользуется косметикой…
А вот нереализованность женщины в супружеских отношениях заставляет ее искать связи не на стороне (женская измена в патриархальном обществе запрещена), а устанавливать тесную связь с детьми, особенно — с сыном. Происходит то самое психоаналитическое замещение: несчастливая в браке супруга бессознательно превращает сына в своего мужа. В патриархальном обществе всегда сын на первом месте, а дочь играет второстепенную роль. И то, что в современном европейском обществе считалось бы «Эдиповым комплексом», здесь – норма…
Неосознанно женщина направляет свою нереализовнаную сексуальность на сына. Чем несчастнее она как жена – тем теснее связь с ребенком, это прямопропорциональная зависимость… Заметим, теорию об Эдиповом комплексе создал З.Фрейд как дитя патриархального общества с сексуальными табу (он родился в 1856г).
Чем культура патриархальнее, тем сильнее в ней выражены запреты на сексуальность. Потому что сексуальность превращается в единственное средство манипуляции, женской власти над мужчиной! Это предопределено биологическими программами: животный инстинкт, доставшийся нам от предков. У животных, у которых самец и самка равны и одинаково свободны (например, у ирбисов – снежных барсов) брачные ритуалы сведены к минимуму. Именно это мы и видим в демократических странах, в которых действительно есть равенство полов.
Понравились друг другу – отлично, можно быть вместе, и это не накладывает ни на кого кабальные обязательства. Не понравились – каждый пошел своей дорогой. Возможен секс на первом свидании – и это не воспринимается как распущенность или что-то негативное.
А вот если самки подавлены самцами и бесправны (как у многих видов приматов), возникает сложная система брачных ритуалов. Появляется система «поощрительного спаривания»: самец, чтобы получить доступ к телу самки, должен что-то для нее сделать, заслужить это право. У животных ведь самки готовы к спариванию не круглогодично и круглосуточно, как человеческие женщины. Есть репродуктивные периоды, когда самка может забеременеть. И вот представьте себе: живет себе самка, живет, донельзя подавленная самцами.
Но тут начинается репродуктивный период, и самец хочет получить доступ к ее телу. Конечно, она отыгрывается за весь год!
Так и женская сексуальность в патриархальных культурах скрыта: она используется как единственный способ получить власть над мужчиной. Манипулировать им. «Сперва кольцо на пальце, потом все остальное!» Отсюда табу на сексуальную связь до брака: женщина не подпустит к себе мужчину, пока он официально не взял на себя обязательства перед ней. В патриархальной культуре сексуальность из удовольствия превращается в средство манипуляции! Ведь это единственный способ со стороны женщины получить власть над мужчиной…
Вот только женщина тоже лишается удовольствия. Не слишком ли получается дорогой цена?.. Женские манипуляции имеют последствия и для мужчин, и для женщин...
для журнала «Наша психология» http://www.psyh.ru
Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по ТОП, биосинтезу, бодинамике, арттерапии, член АТОП.
Готовится к переизданию «Путеводитель по Грузии», издательство «ДЖЕМ путеводитель серии активного путешественника Шаг за шагом. Грузия.».