Психология проникает в нашу жизнь – что само по себе хорошо. В нашу жизнь проникают и психологи – об этом судить не берусь, здесь я – лицо заинтересованное…
Но поражает количество психологических факультетов, ныне существующих в одной только Москве. Такое ощущение, что любой ВУЗ, самый далекий от психологии, считает просто делом чести открыть психологический факультет и выпускать психологов. Возникает вопрос – а куда они потом все деваются? Если есть предложение – значит, есть и спрос?.. Как найти работу психологом?
Любопытство – сильная штука, так что я залезла в недра Интернета и стала внимательно изучать сайты, посвященные поиску работы.
На забитое в поисковик слово «психолог» стали выплывать не десятки, а сотни вакансий. При этом к психологии как таковой имели отношение лишь единицы… Какие только вакансии ни попадались: и «продавец в салон сотовой связи с опытом аналогичной работы», и «личный помощник руководителя со свободным знанием польского языка», и даже почему-то – «модельер женской обуви»…
Ощутив пробелы в своем образовании – польского языка у нас в ВУЗе не было, равно как и дизайна обуви – я сосредоточилась на общей картине.
Пожалуй, все вакансии можно поделить на 2 типа: или имеющие отношение к психологии (их мало, но они есть), или имеющие отношение к более-менее нормальной оплате труда. То есть устроиться психологом по специальности вполне реально, но зарплата при этом составляет 200-300у.е.
Либо деньги предлагаются вполне достойные, но для этого надо стать «менеджером по подбору персонала» или «тренинг-менеджером». Конечно, вполне можно обосновать – какое отношение эти вакансии имеют к психологии, но если говорить о реальном положении дел, то психологическое образование здесь нужно примерно так же, как продавцу в салоне сотовой связи… То есть если и желательно – то абсолютно не обязательно.
Но я не теряла веру найти что-нибудь действительно подходящее. Вспомнив, что «На ловца и зверь бежит», я пошла другим путем – развесила резюме («психолог», «образование профильное», «опыт работы по специальности — несколько лет», «сертификаты по психотерапии», «ищет работу по специальности» и т.д.) и стала ждать этих самых «зверей». Ждать их пришлось не долго… В первый же день мой почтовый ящик оказался переполненным – и, не удержавшись, я составила некий хит-парад.
5 место занимает IT-компания с банальной вакансией «менеджер по подбору персонала». Небанальным здесь было то, что ее предложили лицу явно не заинтересованному. Причем повели себя так, словно я их очень упрашивала меня взять, и они наконец-то согласились:
— Мы готовы рассмотреть Вашу кандидатуру. Но только если Вы хорошо ориентируетесь в IT- сфере!
Я пожала плечами и честно ответила, что компьютер с утюгом еще ни разу не путала, но системный блок от блока питания – не факт, что отличу. Теперь плечами пожали на том конце провода – это явственно ощущалось даже на расстоянии, после чего пообещали обязательно со мной связаться и пропали.
4 место — Центр восточной медицины с вакансией «консультант-психолог». Втянувшись в эту игру, я поехала. Нашла хлипкое на вид сталинское здание – явно жилое. На подъезде стоял код, и мне пришлось ждать, пока выйдет кто-то из жильцов. Зайдя, я увидела на двери подвала объявление «Информационный центр». Коротко и ясно – а главное, нейтрально… Мне открыли и проводили в подвал. Его стены сверкали белизной, кое-где стояли офисные стулья, а с потолка, подобно сталактитам, свисали китайские колокольчики. Видимо, именно они и символизировали собой «восточную медицину»…
Оказалось, что они торгуют китайскими таблетками и им нужны распространители – естественно, за процент. «В объявлении четко был указан оклад», — выразила я недовольство. «Вы нас не так поняли», — улыбнулась моя потенциальная работодательница. Хотя как еще можно было это понять – не пояснила…
Вообще в течение этого получаса мне там улыбались так, как никто и никогда за всю мою жизнь. Мне казалось, что я попала то ли в комнату смеха, то ли в компанию Чеширских котов… И вот они объясняют, как это все перспективно и как в китайских таблетках нуждается население России. Что меня обязательно ждет успех! Что у меня есть все данные для торговли китайскими таблетками. Что именно они подразумевали под последним – я не очень понимаю до сих пор…
С полчаса прослушав эту галиматью, я не выдержала и, мило улыбаясь в ответ, стала объяснять, что «психолог-консультант» — это вообще-то такая профессия.
— Да-да, — еще лучезарнее улыбнулась моя собеседница.- Но мы имели в виду другое. Нам нужны продавцы, а психолог-консультант – тот, к которому все приходят и плачутся в жилетку…
— Ну да, — я постаралась улыбнуться еще лучезарнее. — А хирург – тот, к которому все приходят, и он всех режет…
Поняв, что конкурс улыбок мне там не выиграть – у них стаж побольше – я стала собираться.
Напоследок мне досталась совершенно потрясающая улыбка и предупреждение:
— Осторожней, у нас во дворе крысы, не наступите…
С замиранием сердца я пробиралась по темному двору. Вдруг из-под ног у меня выскочило что-то большое и страшное:
— Крыса! – завопила я.
«Крыса» оскорблено посмотрела на меня, сказала «Мяу!» и начала умываться…
3 место. Модельное агентство захотело обзавестись психологом. По телефону мне сказали, что им нужен психолог в штат, так как это теперь модно. А у них ведь элитное агентство. Со мной говорили свысока – видимо, чтобы я сходу прониклась оказываемой мне высокой честью. Упомянули, что их агентство – одно из старейших в России. Они открылись в таком-то году – по моим прикидкам, тогда у них должны были работать еще мамонты и саблезубые тигры…
Я поехала на встречу. Агентство располагалось прямо в центре. Однако – в квартире, просто немного переделанной. Я не знаток законодательства, но, по-моему, это запрещено… Одна из комнат была отведена фотографу, вторая – моделям, а третья – большая зала – служила одновременно приемной, комнатой отдыха, помещением для съемки и школой моделей.
Ожидая увидеть супер-красавиц и мировых знаменитостей, я была несколько удивлена: по квартире ходили девочки-подростки, лет 13 от силы, отличающиеся от прочих своих ровесниц только тем, что они были одеты и накрашены как взрослые женщины. Это смотрелось странновато, и я решила, что этого требует съемка – однако оказалось, что они уже «разгримировались» и уходят. Какими они были до того, как «разгримировались», я представлять не стала…
Психолог там был нужен с одной единственной целью – уговаривать девочек, приходящих в агентство с целью стать звездой, записаться в школу моделей. С этого проданного контракта «психологу» шел процент. Подписание договора даже и не предвиделось:
— Давайте Вы у нас месяц поработаете, а мы посмотрим – как Вы работали, и, исходя из этого, Вам заплатим, — предложили мне.
— Давайте лучше Вы мне заплатите – а я, исходя из этого, подумаю, хочу у Вас работать или нет…
2 Далее следует продюсерский центр. Тут все просто и ясно, но я дала им 2 место просто за наглость. Им нужен был «психолог для проведения тренингов и семинаров». Чтобы туда трудоустроиться, надо выслать свою программу – уже готовую для проведения, расписанную от и до. Просто по мейлу, неизвестному адресату, представившемуся «продюсерским центром». Анонс и краткая программа их не устраивала: «Нам нужно оценить Ваш потенциал!» Когда я заговорила об авторских правах и гарантиях, трубку швырнули… Столь откровенная попытка плагиата уже не возмущала, а восхищала.
1 И, наконец, лидер хит-парада – загадочная персона по имени «Александр»! Эту загадку я так и не смогла разгадать. Но – по порядку.
На 3 разных сайтах появились 3 разные вакансии: «психолог в продюсерский центр», «помощница детектива» и «психолог – ведущий сексологических групп для подростков». Всюду значилось имя «Александр» и один и тот же номер телефона. При этом он позиционировал себя не как кадровый центр, а как прямой работодатель… Подивившись такому разнообразию, я позвонила по первой вакансии.
Александр представился директором продюсерского центра, пояснил, что у них много творческих, а потому проблемных личностей, поэтому срочно нужен штатный психолог на райских условиях. Но в качестве первого этапа собеседования я должна прямо сейчас, по телефону, оказать психологическую консультацию одному из сотрудников.
Вообще-то это – бред, т.к. по телефону может быть не консультация, а разовая экстренная психологическая помощь, но любопытство сыграло свою роль. Так что через минуту в трубке раздался голос все того же Александра, но видоизмененный. Он пожаловался, что жена ему изменила – и теперь он боится, что не состоятелен как мужчина. Поэтому он расспрашивал о женском оргазме, о наличии точки G, важности для женщины размеров члена… Так что консультация получилась, скорее, сексологическая. Удовлетворив любопытство, он сказал: «Ой, помехи на линии!» — и начал бросать трубку, когда я ему перезванивала.
Теперь пришла моя очередь менять голос. И я позвонила уже насчет вакансии «помощница детектива». Он представился детективом – ему действительно нужна помощница, психолог, но что сперва нужно выполнить пробное задание: проследить за одной женщиной.
— За Вашей женой — есть ли у нее любовник? – не удержалась я.
Сразу же снова оказались «помехи на линии», и он начал сбрасывать мои звонки…
К третьей вакансии я подключила близкую подругу, поведав ей, по большому секрету, о своем эксперименте. Теперь Александру нужен был ведущий сексологических групп. Когда подруга дозвонилась, он побеседовал с ней о сексологии, начал задавать вопросы – опять же про оргазм и про параметры половых органов. Удовлетворив любопытство, он снова устроил «помехи на линии»…
Александр до сих пор остался неразрешимой загадкой. Если у кого-то есть какие-то идеи и варианты «разгадки» — присылайте свои версии в редакцию, буду Вам очень благодарна… Самые интересные версии будут опубликованы!
Одним словом — трудно быть психологом…