Интервью с Владимиром Юрьевичем Баскаковым. Танатотерапия.
- Неужели чтобы доказать, что он жив, его надо убить?
фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Баскаков Владимир Юрьевич - психолог (выпускник Московского Государственного Университета им. Ломоносова), один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России, автор системы и метода танатотерапии.
Что же такое «танатотерапия»?
Ответ содержится в самом названии. 2 составные части: «Танатос» - бог смерти, и «терапия». Изначально «терапия» означала «заботу, уход, лечение», но современная медицина зачастую использует только последнее значение, то есть «лечение». Мы же стараемся включить сюда еще и «оказание помощи, заботу»… Если соединить 2 этих слова – «Танатос» и «терапия» - то появляется очень уникальная область. Это оказание помощи в установлении контакта с процессами смерти и умирания.
Сразу возникает вопрос - зачем этот контакт с процессами смерти? зачем нам необходима смерть?
Без смерти не возможна жизнь, без жизни не возможна смерть. Это взаимосвязанность, дуальность процессов, и она есть во всех природных явлениях: день/ночь, зима/лето… Как процесс «жизнь/смерть» мы можем рассмотреть и дыхание: вдох осуществляется засчет напряжения мышц, это активность, жизнь, а выдох – расслабление, умирание… Это как Ян и Инь в китайской модели.
Так что можно засечь время и посмотреть – сколько наши читатели проживут только вдохами, не выдыхая… Жизнь и смерть – единый цикл.
Но в своем отношении к смерти мы теряем связь с этими параметрами сменности, дуальности. Так что в нашей жизни возникает такая модель: солнце поднимается, потом долго-долго держится в зените и вдруг резко падает. Мы максимально удаляем смерть, вытесняем ее из нашей жизни. Но если на нее не смотреть – она ведь от этого не исчезнет.
Как появилась танатотерапия?
Все началось с увлечения Бессмертием. Когда коллеги спрашивали, чем я занимаюсь, и я отвечал, что «Бессмертием», то они крутили у виска. Да и сейчас, когда узнают, что занимаюсь «Смертью», так же реагируют…
Обратите внимание, что все модели, все сказки, произведения складывают общий образ бессмертия – это зло и наказание. Вспомните Дж.Свифта – у его бессмертных начинает портиться характер, становится со временем все хуже…
А в наших сказках кто бессмертный? Кащей – персонаж отрицательный, да Баба Яга – вообще с костяной ногой, то есть вся такая травмированная, асимметричная… Интересно, правда?
И из увлечения бессмертием логично вырос интерес к смерти: почему ее лишение стало злом? в чем ресурс Смерти?
И в чем же?
Смерть - зеркальный переход, путешествие к себе истинному. Во многих сказках – будь то древняя легенда или современный фильм – связываются смерть и зеркала: когда человек умирает, то зеркала занавешивают и т.д. Смерть – переход. Например, домашнее задание для наших читателей: подойти к зеркалу и коснуться левой рукой правого уха. Обычно все начинают думать: а где правая рука, где левая… Это уже наш человек. Человек, который снимает дистанцию, оппозицию между собой и не-собой, между жизнью и смертью…
Так вот - для всех живущих важна тема смерти, так как через нее мы подчеркиваем собственную жизненность.
Интересная гравюра есть у Эшера – глаз, в зрачке которого отражается Смерть. Этой гравюры часто пугаются, но она на самом деле полна оптимизма: если в вашем зрачке отражается Смерть, то вы живы!
Сейчас очень часто звучит тема смерти – в СМИ, литературе, киноиндустрии…
Да, в смерти есть притягательность, особенно в наше время. Это - популярная тема, но все не так просто: мы смотрим криминальные сериалы, но боимся даже подумать о смерти близких. Так что с одной стороны – вокруг нас много смерти, достаточно включить телевизор; с другой – она ненастоящая. На показ настоящей смерти по телевидению наложен запрет – слишком сильные впечатления связаны с реальностью. Мы стараемся избежать контакта с ней, и если он происходит – это слишком сильное впечатление.
Моя жена – психотерапевт Марина Баскакова – называет это «феноменом Снегурочки». Помните, Снегурочка кричала: «Любить хочу!» А «полюбить» для нее значило «растаять». В этом как раз и интрига: как быть в контакте со смертью? с возникающем при этом сильным чувством? и при этом «не растаять», остаться живым? Это вопрос, на который в танатотерапии дается свой ответ: мы максимально заинтересовываем реальностью смерти, процессами умирания – всем тем, что является смертью…
То есть «смерть» - широкое понятие?
Да. Обычно мы представляем смерть как то, что нас ждет, как то, что было с нашими близкими, которые умерли… Поэтому в культуре образ Смерти – это нечто страшное и пугающее. Но есть символическая смерть, 6 ее видов. У нас настолько принято бояться смерти, что возникают проблемы и здесь… Давайте рассмотрим эти виды символической смерти:
1. Расслабление. Человек наконец по-настоящему расслабится, когда умрет. При жизни мы постоянно о чем-то беспокоимся, что-то контролируем, даже если сами этого не замечаем… И даже распространенные техники, которые направлены на расслабление, избегают холода. Например, самовнушение: «рука теплая». А это исключает расслабление – в действительности руки должны холодеть.
2. Сон. Напомню, что по мифологии Гипнос и Танатос – братья. Если говорить о правильном засыпании, то почти никто не засыпает правильно, потому что это означало бы совпадение с позой умирающего.
Надо лечь на спину, положить руки на одеяло ладонями вверх – это уже необычно. Солженицын описывает, что так заставляли спать политических заключенных, пытая их. Также надо раздвинуть ноги и открыть нижнюю челюсть. Только лучше близких сначала предупредить, что сегодня вы будете «правильно засыпать»! Глаза закрыты. И первое, что здесь появляется – холодок от стоп.
Что есть сновидение? Механизм активизации наших подавленных проблем и чувств. Эта активность наступает только в тот момент, когда тело полностью расслаблено. И механизм танатотерапии – такой же. Мы расслабляем наших клиентов, и тогда проявляет себя активность подавленных проблем, вытесненных чувств. Что интересно – это проявляется не через крики, бурные телесные проявления, как это обычно принято в культуре. В этом тоже специфика танатотерапии. Внешне сеанс протекает совершенно спокойно, расслабление сохраняется, хотя глубина внутреннего погружения – колоссальная.
3. Любая остановка есть смерть. Недаром «Расставанье – маленькая смерть» - точно также можно назвать смертью и вступление в брак, смену места жительства, профессии… Обычно в примитивных культурах этому соответствуют испытания и инициации. Какие-то ритуалы сохраняются и у нас: последний звонок, выпускной бал… Это делается, чтобы перейти некий рубеж.
4. Оргазм на Востоке называется «маленькой смертью. Почему такое вот замечательное состояние и вдруг так называется? В оргазме есть 3 компонента:
• Второе: потеря контроля. Чтобы испытать оргазм – надо потерять контроль. У кого очень сильный контроль, они никогда не испытывают оргазм. Разрядку, удовольствие – да, но не оргазм.
• Звериный импульс.
5. Сумасшествие – это ведь смерть прошлой личности. Мы боимся не самого сумасшествия – когда мы сойдем с ума, то не будем осознавать этого. Мы боимся перехода: «Не дай нам, Бог, сойти с ума…»
6. Это предметные и объектные характеристики нашего тела. То есть мы первый раз станем предметом и вещью, когда умрем. А до этого – мы не объекты. Поэтому мы никогда не пассивны. Мы всегда активны.
Видите, во всех видах символической смерти присутствует и жизнь: кто сказал, что расслабляться плохо, или что сон – это нехорошо? Поэтому вытесняя и удаляя из нашей жизни смерть, мы удаляем и жизнь. Поэтому танатотерапия восстанавливает жизнь через смерть, как бы парадоксально это ни звучало. Вспоминая фильм «Тот самый Мюнхгаузен»: «Неужели чтобы доказать, что он жив, его надо убить?» Вот так приблизительно, в кавычках, мы это и делаем, воздействуя на жизнь через компонент смерти.
С какими проблемами обращаются к танатотерапевтам? Связанными со смертью?
Не только и не столько. Те, кто активно боятся смерти, редко доходят до специалистов, они продолжают бояться где-то в своих квартирах. Так что к нам обращаются с любыми проблемами.
Откуда берутся танатотерапевты? Как отличить профессионала от шарлатана?
Лет 5 существует Институт Танатотерапии, у нас есть долгосрочная программа – ее выпускники и становятся танатотерапевтами, при условии, если соответствуют всем требованиям. На нашем сайте http://www.thanatotherapy.ru весит их список – это попытка бороться с хаосом, который сейчас творится вокруг танатотерапии.
А так… В Воронеже сбрасывают с мостов, в Санкт-Петербурге закапывают в землю – и все это они называют танатотерапией!.. Иногда я захожу в Интернет, ввожу слово «танатотерапия» и вижу множество ссылок. Но только процентов 10 имеет к нам отношение.
Какие профессиональные горизонты Вы видите в ближайшее время? Какие проблемы для Вас сейчас наиболее интересны?
Поскольку тема смерти в нашем обществе табуирована, то я пытаюсь этот предмет моего увлечения запихнуть в некоего «троянского коня» - придать ему более нейтральную форму. И последнее мое увлечение – проблема старости. Я сейчас пытаюсь сделать учебно-методический центр по оказанию помощи старикам.
Вообще тема старости очень интересна. Всех ждет смерть – но и старость тоже. Это более мягкая тема, но и она вызывает печаль. Сейчас почти не осталось вариантов «правильной» старости. И наша задача – восстановить цикл жизни/смерти, молодости/старости. Круг замыкается. Молодость и старость, жизнь и смерть – единый цикл…
Демонстрация работы с клиентом.
В.Ю.Баскаков: Один из видов символической смерти – расслабление. Сейчас мы проведем мини-сессию и продемонстрируем нашим читателям, как осуществляется расслабление в танатотерапии.
1. Сперва клиента просят лечь на спину, комфортно устроиться и расслабиться. Как мы видим, сперва «тело» лежит напряженно: это выдают поза и выражение лица.
2. Мы берем руку – бережно, чтобы это воспринималось как поддержка, а не как нападение.
3. Клиент сразу же настораживается: что происходит?
4. «Телесная гомеопатия»: минимальные прикосновения оказывают максимальное воздействие. Едва заметно двигая руку клиента, мы постепенно снимаем контроль, расслабляем.
5. Сперва клиент нам не доверяет и расслабляться не хочет: и если мы уберем поддержку, то его рука так и останется висеть в воздухе, хотя, будучи расслабленной, она должна была бы упасть.
6. И мы снова медленно расслабляем руку. Постепенно выражение лица клиента меняется:
7. И когда у нас установился контакт с клиентом, мы подключаем остальное тело.
8. В конце мы бережно опускаем конечности клиента, не бросаем его – оказываем
поддержку.
9. Клиент потягивается, возвращается в эту реальность. Он переполнен энергией и очень присутствует в реальности.
10. Комментарий «клиентки»:
- Я первый раз по-настоящему прочувствовала, что же такое – «ледяной жар». С одной стороны, тело чувствует холод, я понимаю, что руки у меня сейчас – холодные, но при этом не мерзну, а, напротив, переполнена жаром и энергией…
Сперва было немного непривычно – а что со мной делают? что происходит? Чувствовалась внутренняя настороженность. А потом, когда понимаешь, что ничего страшного не происходит, напротив, о тебе сейчас заботятся – тогда дискомфорт уходит, сменяется удовольствием.
Я не спала, но мне казалось, что я куда-то погрузилась, время стало тянуться долго-долго, и показалось, будто прошло не 20 минут, а час… И когда ты возвращаешься обратно, то все вокруг кажется очень ярким, четким, живым, восприятие очень обостряется…