+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва
Методы телесно-ориентированной психотерапии

Григоровская Наталья Юрьевнапсихотерапевт, психолог, кандидат психологических наук. Член различных профессиональных организаций: АТОП, ЕАП, ЕАТП и др.

Впервые опубликовано в Бюллетене АТОП №13.

Методы телесно-ориентированной психотерапии.

Схема сбора диагностических данных разработана с опорой на психоаналитическое интервью (Н. Маквильямс) и способы сбора диагностической информации в различных подходах телесной психотерапии – биоэнергетике (А,Лоуэн), биосинтезе (Д. Боаделла, Л.Цинк)., бодинамике (Л. Марчер). Она создана для работы психотерапевта и клиента в длительных психотерапевтических отношениях (в этом случае диагностическая информация должна быть максимально полной, включающей в себя регистрацию первых впечатлений от клиента и последующий сбор данных в процессе развивающихся отношений). Для проведения краткосрочной психотерапии сбор диагностической информации может быть существенно сокращен.

 

1. Сбор данных об истории и обстоятельствах текущей ситуации.

1). История обращения за помощью. Запрос клиента. Главные жизненные затруднения и проблемы, понимание клиентом их причин, история этих проблем, предпринимавшееся лечение (медицинское, психотерапевтическое и пр.), почему выбран именно этот момент для обращения за помощью.

Отмечаем, был ли предшествующий опыт психотерапии, обращение личное или кто-то направил клиента на психотерапию, фиксируем (при необходимости и наличии) другие источники информации.

2) Демографические данные. Имя, пол, возраст, уровень образования, национальность, профессия, работа. Если вокруг тем про национальность (этническую и расовую принадлежность) и религиозную ориентацию выражена какая-то динамика, отмечаем это.

3). Личная история.Место, условия и процесс рождения (ожидания родителей, настрой на ребенка, условия в семье после его рождения), условия взросления, смены местожительства (если были), события главных переездов, структуру семьи, количество детей в семье и место клиента среди них, главные события и стрессы семьи. Родители и сиблинги (братья-сестры): отмечаем объективные данные (живы ли, если нет — причины и время смерти; возраст, здоровье, профессия) и субъективные данные (личность, природа отношений с клиентом), основные характеристики родительской семейной системы, основные паттерны родителей и членов родительской семьи клиента. Психологические проблемы в семье (диагностированная психопатология и другие условия, например, алкоголизм).

Отмечаем ключевые моменты жизненной истории и развития, примечательные обстоятельства, процесс, особенности детства и взросления, «критические» жизненные ситуации, кризисы, травмы.

Младенчество и детство: необычное в ранний период развития, проблемы (с едой, туалетом, речью, двигательной активностью, засыпанием). Болезни, различная симптоматика (никтурия*, длительные выраженные кожные реакции, ночное беспокойство и кошмары, обкусывание ногтей и т.д.), ранние воспоминания клиента, семейные истории о нем, шутки в его адрес.

Латентный период: проблема сепарации, социальные проблемы, проблемы в учебе, в поведении, жестокость к другим людям и животным, основные стрессы в это время, сексуальный или физический абъюз**, болезни.

Адолесцентный период: школьный опыт, успеваемость и социализация, возраст полового созревания, физические проблемы, связанные с созреванием, семейная подготовка к сексуальности, первый сексуальный опыт, опыт маструбации, сексуальная фантазия, самодеструктивные паттерны (нарушения питания, рискованные эксцессы, суицидальные импульсы, антисоциальные паттерны), болезни, потери, стрессы.

4).Взрослая жизнь. История профессионализации, основные моменты профессионального становления и карьеры, информация о текущей работе; настоящие обстоятельства жизни клиента, система его отношений в настоящем (социальное и рабочее окружение, основные характеристики взрослой семейной системы, основные паттерны членов семьи клиента), адекватность текущих интимных отношений; отношение к детям; хобби, таланты, гордость или удовлетворение.

5). Ментальный, эмоциональный и психологический статус клиента, его жизненная позиция и представления.Особенности мировоззрения клиента, его психологический статус, присутствие тестирования реальности, основные механизмы психической защиты (примитивные, вторичные), типичные реакции организма и психики на стресс, состояние аффектов, особенности эмоциональной регуляции, преобладающее настроение. Качество речи, уровень интеллекта, особенности восприятия, адекватность памяти, выраженные способности, оценка надежности поступающей от него информации. Развитие воображения, символические способности клиента. Исследование возможностей дальнейшего развития областей предполагаемых проблем (при депрессии – возможность суицида; при анализе запроса – расширяется ли понимание клиентом ситуации и его готовность ее решать или идет сопротивление и пр.).

6). Актуальное состояние клиента, текущие проблемы и их проявления. После этапа работы с историей возвращаемся к запросу клиента, исследуем, изменился ли он, изменилось ли понимание клиентом своих трудностей и их причин. Отмечаем основные моменты представленной проблемы.

Отмечаем: актуальное состояние физических, медицинских проблем, проверяем информацию об основных перенесенных заболеваниях, отмечаем информацию о характере и течении имеющихся заболеваний (инфекционные, иные тяжелые заболевания; частые, хронические заболевания и пр.); информацию о хирургических вмешательствах; о психосоматической уязвимости.

Также отмечаем: отношение клиента к телу, к своему физическому состоянию, здоровью. Отмечаем, как клиент воспринимает тело, развивает (развивал) ли его или нет (и почему), насколько систематически ухаживает за собой (гигиенические и оздоровительные процедуры, питание, очищение, отдых и т.д.), поддерживает ли физическую форму (физическая нагрузка и т.д.), как следит за здоровьем.

Отмечаем текущие особенности и качество функционирования клиента (особенности состояния бодрствования, утомляемость, сексуальное функционирование и пр.), особенности поведения. Сновидный процесс (процесс засыпания/просыпания, есть ли нарушения в процессе сна, запоминаются ли сны, их основная тематика, повторяющиеся сновидения, кошмары, недавно впечатлившие сны).

Основные сценарии взаимодействия с другими людьми, паттерны зависимости. Использование людей в значении функции (например, использование других для поддержания самооценки, использования секса как «наркотика» и пр.). Используемые вещества – описанные и другие (алкоголь, наркотики и пр.).

7). Заключение. Спросите клиента, нет ли другой важной информации, которой он обладает, о которой его не спросили.

Узнайте, что как он себя чувствовал в процессе интервью. Спросите, не хочет ли он чем-либо поделиться, дополнительно что-то сказать.

       8). Выводы. После сбора данных кратко отмечаем: главные текущие темы клиента, области фиксации и конфликтов, основные защиты, бессознательные фантазии, желания и страхи; связанность собственного «Я» клиента, особенности самооценки, центральные идентификации, контридентификации; неоплаканные потери.

 

2. Диагностическая часть: сбор первичной информации о телесном статусе и проявлениях клиента.

     В ходе наблюдений и исследований внутри развивающегося психотерапевтического контакта собираем информацию о клиенте. Отмечаем:

       1). Тип сложения клиента, его особенности. Краткое описание основных особенностей внешнего вида и физического строения: хабитус (внешний облик, телосложение, конституция, осанка), имеющиеся в теле и лице расщепления, асимметрия, гармоничность/не гармоничность сложения. Распределение веса в теле, наличие заметных тенденций и «противо»-тенденций в теле (например, отклонение верхней части тела назад, выдвижение нижней – вперед), плавная или резкая смена «линий» тела, запечатленные в теле реакции на стресс и пр.

2). Мышечный тонус. Описываем по 5-бальной шкале: очень напряженный, напряженный, нормальный, расслабленный, очень расслабленный. Описываем тонус не в целом, а по областям, например: тонус мышц туловища, вдоль позвоночника, рук, ног, шеи и лица.

Гипотонус: слабый ответ (психологическая интерпретация: мышца «сдалась», не готова включаться в выполняемую задачу или быстро истощается). Гипотонированная мышца ощущается как «слабая», при нажатии впускает «в себя» без сопротивления.

Гипертонус: сильный ответ (психологическая интерпретация: мышца «борется», сдерживает импульс, противопоставлена воздействию). Гипертонированная мышца ощущается как «сверхнапряженная», твердая, «деревянная», при нажатии впускает «в себя» с сопротивлением, выталкивает. По результатам исследования тонуса выдвигаем гипотезы (связь с травмами, интерпретация психологических «функций», выполняемой мышцами и пр.) Более подробное описание тонуса включает 9 баллов (в бодинамическом подходе): по 4 балла для гипер- и гипо- тонуса, 1 балл – для нормального тонуса. Более подробное исследование мышечного тонуса включает в себя описание тонуса всех доступных для прощупывания мышц с последующей интерпретацией их психологических функций.

3). Проявления клиента в статике. Например, описание его основных поз (стоя, сидя, лежа). Также можно отметить позы, занимаемые при расслаблении, напряжении; позы, занимаемые при реакции на стресс; позы для засыпания (связаны с ресурсом и с «переходом» в иные состояния сознания).

4). Проявления клиента в динамике. Отмечаем, есть ли функциональная асимметрия и пр. Есть ли какие-либо предпочитаемые двигательные паттерны, например, движения сгибателей/ разгибателей, приводяще-отводящие движения, тенденции к вращению и пр. Отмечаем возможный психологический смысл предпочитаемых паттернов.

       5). Моторные поля***, преобладающие в них тенденции. Виды моторных полей, используемых/неиспользуемых клиентом, степень выраженности и уровни развития.

6). Характеристики моторных проявлений импульса:

—          проявление импульса во времени: с временной задержкой, нормально или реактивно;

—          сила выраженности импульса: недостаточно сильно, нормально, слишком сильно;

—          проявление импульса в пространстве: есть ли у него направление в пространстве или нет, четкое ли это направление или диффузное и пр., сфокусирован импульс или концентрации нет;

—          характеристики «потока», «течения» импульса: течение импульса нормальное, сверхзажатое или с излишним высвобождением.

7). Характеристики процессов возбуждения/расслабления, пульсации. Характеристики наличия и распределения энергии. Аллостаз/его отсутствие, преобладание процессов возбуждения или торможения, особенности процессов возбуждения/торможения, активации/расслабления, особенности их смены. Смена паттернов сжатия/раскрытия, характерные признаки проявляемой динамики пульсации; характерные «микро» пульсации, особенности их включения (например, «охранники», включающиеся на определенном уровне во время определенной работы). Согласованность/не согласованность 3-х основных энергетических потоков****. Наличие энергии, ее поток в различных сегментах; как она распределена и течет в целом по телу.

8). Основные параметры дыхания. Отмечаем: основные паттерны и тенденции дыхания (например, к задержке, к гипервентиляции и пр.); баланс/дисбаланс вдоха/выдоха; поверхностное дыхание, нормальное, или глубокое; дыхание с ритмом, с меняющимся ритмом или хаотическое (без ритма). Сегмент/сегменты, где дыхание более выражено (грудной, брюшной и пр.); исследование дыхания в статике и динамике; при нарастании стрессового фактора (смена паттернов, задержки дыхания) и т.д.

9). Характеристики (физические, телесные, энергетические), возникающие при взаимодействии психотерапевт-клиент. Физические, психологические и пр. реакции и тенденции, проявляемые клиентом в контакте. Например, тенденция отодвигаться от контакта, выходить из него, противостоять ему, бороться с ним, тяга к нему, «слипание» в контакте и пр. Физические и пр. отклики на взаимодействие, возникающие у двух участников контакта, а также между ними (например, предпочитаемый способ физического взаимодействия). Психотерапевт отмечает свои типичные и контрпереносные реакции на клиента, отмечает, возникает ли у него (и какой) соматический резонанс, вегетативная идентификация.

Сбор данной информации опирается на различные тесты и методики: телесное считывание (визуальное, тактильное, «энергетическое» сканирование) и пр.

 

3. Описательно-диагностическая часть

На основе информации, собранной на предыдущих этапах, более подробно описываем особенности личностных «измерений» клиента. Отмечаем: типичные особенности и тенденции характера клиента (проявляемые на телесном, эмоциональном, ментальном, духовном и поведенческом уровне). Для описания телесных коррелятов структуры характера можно пользоваться любой из существующих классификаций (райхианской, биоэнергетической, системой биосинтеза, бодинамикой и пр.). Отмечаем:

1). Наличие в проявлениях клиента (в том числе, телесных) определенных значимых тенденций и признаков, которые психотерапевт определяет в соответствии с системой, в которой он работает. Например, согласно биоэнергетическому и бодинамическому анализу, можно исследовать следующих темы и их отражение клиентом (в различных своих проявлениях):

  • право на существование;
  • право иметь потребности;
  • право на автономию, на независимость;
  • право на свободу (проблема воли и контроля);
  • право на сексуальность и любовь, право любить и быть любимым.

2). Преобладающие личностные тенденции (фиксируем их в виде описаний, а не как клинические клише на профессиональном языке). Описываем: основные конфликты, потребности, паттерны характера, уровень интегрированности/фрагментарности, проблемы личностной и поло-ролевой идентичности и пр.

3). Особенности ментальной сферы, представлений, «мифов» клиента. Описываем: типичные девизы; способы, особенности восприятия, стереотипность и «ошибки» мышления и пр.

4). Типичные особенности и сценарии эмоционального реагирования, спектр имеющихся эмоций, свобода их проявления и пр.

5). Типичные паттерны поведения.

6). Особенности отношений, устанавливаемых клиентом. Описываем: типичные сценарииотношений, их вид (конфликтный, стабильный/нестабильный и пр.); проблемы с «границами» и т.д.

7). Преобладающие способы самоподдержки («разрушительные», «наркотические», не оптимальные, оптимальные), особенности процесса саморегуляции, реакции на стресс, защитные и адаптационные механизмы, способы сопротивления. Отмечаем эту информацию с параллельным анализом — есть ли признаки этого, выраженные в теле.

8). Символические системы опыта: особенности речи, языка, характеристики образной сферы клиента, типичные, повторяющиеся, впечатлившие в прошлом или настоящем сновидения и пр.

В конце этой части соединяем полученную ранее информацию (историческую, визуальную, описательную…) и начинаем выдвигать рабочие гипотезы о центральном сущностном процессе жизни клиента, о его основных темах, об источниках его проблемной ситуации. Анализируем предположения, какие ключевые травмы, события детства и пр. повлияли на проблему (отраженную в запросе).

 

4. Диагностическо-описательная часть, связанная с прогнозом.

Отмечаем:

1). Наличие и спектр ресурсов клиента. Имеющиеся, проявленные ресурсы; разрабатываемые; потенциальные (в зонах ближайшего и дальнего развития); латентные и пр. Какие из них имеет смысл развивать именно в контексте ТОП. Отметить, какие тенденции и качества клиент привносит в психотерапевтический союз (это также может быть связано с его ресурсами).

2). Возможные сценарии будущей психотерапевтической работы. Идеи о направлении, тактике и стратегии психотерапевтической работы выдвигаются при комплексном анализе собранной ранее информации. Они связаны с оценкой необходимости, возможностей и степени проработки ментальной, эмоциональной, телесной, поведенческой сфер клиента.

3). Особенности переноса/контрпереноса. Описываются основные психологические паттерны взаимоотношений, специфические реакции психотерапевта и клиента. Какие, например, есть тенденции у клиента – он старается «вести» или ждет инициативы со стороны психотерапевта, какую роль он играет и предлагает играть психотерапевту и пр. Какие основные чувства вызывают участники взаимодействия друг у друга. Примеры важных вопросов (для психотерапевта): какие важные для Вас проблемы, темы могут быть затронуты данным клиентом? Какие Ваши качества могут быть полезны для работы с этим клиентом? Анализируются и «связываются» вместе все параметры «поля» взаимодействия между психотерапевтом и клиентом (физические, телесные, психологические, энергетические), особенности и уровни переноса/контпереноса.

4). Возможные особенности психотерапевтического процесса, гипотезы о возможной эффективности и прогрессе. Выдвигаются предварительные гипотезы о возможных стадиях и динамике процесса (предварительно анализируются повторяющиеся паттерны в динамике; факторы, способствующие продвижению и пр.). Оцениваются возможные препятствия, сопротивления на пути к прогрессу. Предположения основываются на зафиксированных предварительно данных, а также на диагностике мотивации клиента к работе, степени его сознательной и бессознательной готовности к продвижению, наблюдениях за его реакциями в коммуникации.

В конце этой части психотерапевт отмечает свои ожидания и цели в отношении данного клиента, планирует реалистичную программу дальнейшей работы с ним.

 

Примечание редактора Бюллетеня (Соловьевой И.А.):

Никтурия * — (от греч. nyx, род. п. nyktos — ночь и uron — моча), выделение мочи преимущественно ночью (норм. соотношение количества ночной и дневной мочи 1:3). Может быть симптомом заболеваний почек (сочетается с полиурией) или сердечной недостаточности Большой Энциклопедический словарь»).

Абьюз ** — насилие.

Моторные поля *** — в биосинтезе выделяются 9 моторных полей, каждое из которых подразумевает определенные тип движения. Они классифицированы как 4 пары противоположных паттернов движения (расширение-сжатие, притягивание-отталкивание, ротация-канализация, абсорбция-активация) и еще одно непарное моторное поле (пульсация, сама по себе включающая противоположные состояния).

Основные энергетические потоки **** — Д.Боаделле (биосинтез) принадлежит идея о 3-х энергетических потоках, объединяющая ТОП с эмбриологией. Один из энергетических потоков связан с чувствами, его органическим субстратом является эндодермальный зародышевый листок и развивающиеся из него органы (в основном, это внутренние органы). Второй энергетический поток связан с движением, его субстрат – мезодермальный зародышевый листок и развивающиеся из него органы (сердце, мышечная система). Третий энергетический поток является эктодермальным, с ним связано наше мышление, основа – экдодермальный зародышевый листок и развивающиеся из него органы (кожа, нервная система, глаза).

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle