Сказочник, сказочник, не уходи!
Много ты сказок успел рассказать,
но не рассказана сказка моя,
я же должна непременно узнать,
что меня ждёт впереди.
Вера Матвеева «Сказочник, сказочник, не уходи…»
Сколько существует человечество – столько же существуют и сказки. Сколько их было рассказано детям в самые разные времена и Эпохи? Наверно, миллионы… Тем не менее, все они являются вариациями лишь нескольких сюжетов. Говоря языком аналитической психологии К.Г. Юнга, это архетипические сюжеты. Использование сказкотерапии в психологии популярно уже давно!
Согласно юнгианской теории, есть некий бессознательный пласт, общий для всего человечества, вне зависимости от возраста, пола, национальности, культуры… Это так называемое Коллективное Бессознательное. В нем заложены некие универсальные шаблоны – архетипы.
Мы рождаемся с определенным набором архетипов, и по мере взросления они заполняются неким индивидуальным содержанием. Так, к примеру, у нас у всех есть архетип Матери – изначальное бессознательное представление об этой фигуре. А какое наполнение он получит, зависит уже от личного опыта: Мать может быть отвергающей, поглощающей, принимающей…
Так и со сказками: их сюжеты похожи во всех культурах, потому что основаны на архетипах. Они понятны и доступны детям во всем мире. Народное творчество на то и «народное», что относится к очень глубокому пласту психики – Коллективному Бессознательному. Сказки несут в себе огромный ресурс, некое бессознательное знание о мире, энергетический потенциал, они формируют личность… И сказки всегда имеют счастливый конец!
Другое дело — сказки авторские. Они принадлежат отдельно взятому индивидууму, это порождение не Коллективного Бессознательного, а Индивидуального – более поверхностного пласта психики. И Индивидуальное Бессознательное несет в себе не универсальное содержание, а всего лишь чей-то личный жизненный опыт. Эти сказки теряют некую «магическую» целительность, и уже могут быть депрессивными и даже разрушающими.
Взять, к примеру, «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена, где героиня постепенно умирает от холода… Я до сих пор помню свою детскую боль и ужас сопереживания. По-моему, это чуть ли ни самое страшное произведение за всю историю человечества… Если серьезно: авторские сказки могут оказывать самое разное воздействие.
Народные же имеют целительную силу. И это используется в психотерапии. Есть такое направление как сказкотерапия. Причем сказки здесь используются и для диагностики, и для собственно «терапии», т.е. лечения.
Сказки обладают настолько огромной силой, что оказывают на нас влияние и во взрослости. У каждого ребенка в детстве есть любимая сказка – он может ее слушать до бесконечности, заставляя постепенно накаляющихся родителей рассказывать ее раз за разом.
Родитель не может понять: что же такого есть в этой сказке, что ребенок слушает ее уже сотый раз? Но ребенок уже вошел в резонанс с этой сказкой, она его повела – и будут вести по жизни дальше. Что-то в ней есть такое, что находит отклик в глубинах Бессознательного этого малыша…
Ребенок забудет эту сказку, оставит ее в детстве – но она не оставит его. Этот сюжет будет разворачиваться в его жизни. Ведь с героем сказки и сценарием есть глубинная идентификация… Иногда эта сказка будет выручать, но порой – мешать. Главное тут – быть с ней в контакте, понять, какой сценарий реализуется в жизни. Тогда из сказки можно взять самое нужное и ресурсное – и отбросить то, что мешает…
За примерами не надо далеко ходить. Могу поделиться личным. Собрались мы как-то компанией подружек – все психологи, и стали сказки детства обсуждать: прямо-таки «Три девицы под окном…», т.е. четыре… И что же мы выяснили?
Вика, 25 лет. Любимая сказка – «Спящая красавица». Ресурс: все неприятности жизни проносятся мимо, не задевая. Спящая красавица сохранна – она спит. Однако: в отношениях с мужчинами это выливается в пассивность — герой должен придти и «сделать хорошо». Перекладывание ответственности на мужчину. Чему учиться? Активности!
Люда, 26 лет. «Золушка». Старательная и исполнительная. Обо всех заботится, всех любит, берет на себя ответственность за всех и вся. Незаменимый работник, оплот семьи. Окружающие это очень ценят – сперва, а потом начинают воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Золушке не надо учиться терпению и трудолюбию. Ей нужно научиться ценить себя и свои усилия. И – не бояться поступить нестандартно: ведь Золушке пришлось-таки изменить привычный ритм жизни — покинуть привычный дом и отправиться в неизвестность.
И лишь тогда у нее появился шанс встретить принца. Как сказала одна героиня во французском фильме «Красотки»: «Неужели ты не поняла главное? Принц заметил Золушку только тогда, когда у нее появились хорошие шмотки!»
Ирина, 26 лет. И вот теперь представьте мои ощущения, когда, повспоминав, я поняла, что любила в детстве «Шахерезаду». И что это за сценарий такой женско-мужских отношений??? Впрочем, подумав, я признала, что то, что мешает мне строить отношения – это бессознательный страх этих самых отношений. Но какой тут может быть ресурс, если все плохо??? И его мне помогли найти подруги: Шахерезада умеет постоянно поддерживать к себе интерес мужчины, быть разной и интересной.
Марина, 27 лет. «Рапунцель». Это пооригинальней, так что сюжет напомню – он менее известен. Рапунцель заточена в высокой башне, она уверенна, что уродлива – ее убедила в этом злая колдунья. И лишь когда она видит свое отражение в глазах героя, то понимает, что прекрасна. По словам Марины, она не умеет быть одна – ей постоянно нужно, чтобы рядом был мужчина. Это поддерживает ее самооценку. Выход? Самодостаточность. Ощущение собственной ценности вне зависимости от того – кто рядом с тобой и есть ли этот кто-то.
А какая сказка ведет Вас? Какой сюжет Вас захватил? Что за сценарий разворачивается в Вашей жизни? Где помогает, в чем мешает? Может, пора достать потрепанный сборник сказок с антресолей и перечитать?..
Дополнение: пример архетипических мотивов в сказках.
Большая группа сказок связанна с мужской инициацией – со становлением мужчины. Переход из мальчика в мужчину дается непросто, и сказки, в которых это отражено, можно назвать «квестами» — главный герой отправляется в путешествие, проходит через препятствия и получает награду. Например, это приключения Ивана-царевича.
Но женская инициация, взросление девочки, тоже непроста! И об этом повествуют сказки-квесты, где через препятствия проходит героиня – как в сказке о Финисте Ясном соколе.
Еще один архетипический мотив – трансформация. Сюда относятся «Лягушка-царевна» и «Ослиная шкура», где героини резко меняются, и другие сказки, в которых есть превращения, переодевания, а также, казалось бы, такие ужасные эпизоды, как отрубание головы, смерть, купание в кипящем молоке — но все всегда заканчивается хорошо.
Ведь развитие личности подразумевает переход из одного состояния в другое, а это — процесс мучительный, но в итоге себя оправдывающий!