+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва
определение психологического типа

О том, что «Вся наша жизнь – игра», знают уже все. Но вот о том, что эта игра – шахматная партия, а мы – шахматные фигуры, догадываются немногие. Помните вольную экранизацию «Трех мушкетеров» режиссера Юнгвальда-Хилькевича?

В одном их эпизодов кардинал учит играть Д’Артаньяна в шахматы, несколько двусмысленно соотнося правила игра с жизнью:

« — Это королева. Она ходит так, как угодно, и куда угодно.

— Кому угодно?

— Тому, кто играет…»

 

Мы тоже – шахматные фигуры, кто какая. Возможно, ты найдешь в нашем описании себя и своих близких. 

Определение психологического типа.

 

ПЕШКА. Психология исполнителя. Жизненная позиция пассивная, инициативу не проявляет, творческое начало задавлено строгим воспитанием еще в детстве. Пешки послушны. В глубине души это так и не повзрослевший ребенок, который бессознательно ищет в окружающих родителя. Своей смиренностью пешка заслуживает одобрение. Пешка инфантильна, даже если старается сохранить серьезное выражение лица. Даже на шахматной доске пешка – самая маленькая фигура!

Внешне пешки стараются не выделяться: это «серые мышки», стремящиеся слиться с толпой.

Всю жизнь пешка плывет по течению, ключевые выборы делают за нее близкие: где учиться, работать, на ком жениться (выйти замуж)… Пешки обожают обращаться за советами, поэтому легко становятся жертвами афер: лжепсихологов, экстрасенсов-вымогателей и т.д. Именно пешки становились жертвами великого авантюриста Остапа Бендера.

Но! в глубине души некоторых пешек живет бунт против их участи. И если большинство пешек так и останется пешками, то некоторые станут Ферзем, т.е. достигнут вершин шахматной карьеры. Такие пешки пытаются все же что-то доказать своим родителям. Это человек, начавший с нуля, и всего добившийся сам. Наша взрослая жизнь предопределяется нашим детствам, и будучи «взрослыми, независимыми и самостоятельными», на самом деле мы решаем наши детские проблемы… Пешка-Ферзь жаждет признания от своих родителей. Но! – именно родители определенного склада привели к формированию такого психотипа.

Они редко способны на одобрение… Пример: деревенский мальчик Сосо Джугашвили стал Иосифом Сталиным, главой Империи. Но его мать сказала:

— Лучше бы ты, сынок, стал священником.

Тем самым одной своей фразой она перечеркнула все достижения сына…

Внешне пешка-ферзь может обладать дефектом, вернее, некой особенностью, которую сама воспринимает как дефект, и это заставляет доказывать себе и миру свою полноценность. Так, известно, что многие великие полководцы были маленького роста.

 

 

ЛАДЬЯ. Человек-ладья уверен в себе и в своих взглядах. Его картина мира незыблема и однозначна, мир состоит из 2 измерений, поэтому он плоский. «Черное или белое», «прекрасное или ужасное» – суждения ладьи категоричны. Компромиссы воспринимаются как предательство, тактичность как слабость, вежливость как неуверенность в себе. И психологически, и телесно это «тяжелый человек»: фигура плотная, походка медленная и уверенная. «У носорога плохое зрение, но это не его проблема», — весьма подходящий анекдот.

Ладья вырастает в семье с жесткими правилами, не подлежащими обсуждению. Как в фильме «Дежа вю», когда герои оказываются в советской столовой:

« — К котлетам – картошка, к сосискам – макароны. Меняться нельзя!»

Конечно, у ладьи много подавленной агрессии, которая адресована строгим воспитателям из детства. Но истинная причина скрывается за теми или иными социально приемлемыми предлогами. Нередко ладья становится борцом за чьи-то права (обиженных лемуров Мадагаскара) или, наоборот, становится ярым борцом с кем-то (националистом). В обоих случаях ладья борется очень включено, агрессивно и бескопромиссно. Переубедить ладью сложно. Поэтому ладье нужно развивать психологическую гибкость.

Примеры ладьи: все ярые революционеры и инквизиторы, которые во имя добра сделали много зла…

 

 

КОНЬ. Вечный подросток: прыгает, скачет, развлекается. Ему постоянно нужно самоутверждаться, ведь в глубине души он не уверен в себе и своей взрослости. Жизнь для него – приключение, он ничто не принимает всерьез. И не берет на себя ответственность за последствия! Этакий Д’Артаньян: да, герой романа, но по сути – убийца, соблазнитель, забияка… Родители коня нередко страдают попустительством и слишком мягко воспитывают ребенка. Им не хватает строгости, а она все же необходима. Поэтому конь вырастает своевольным, он любит играть по своим собственным правилам и не подчиняется законам.

Телесно это подвижный человек, легкий, с выразительной мимикой. Выглядит младше своего возраста, одевается молодежно. Любит приключения и авантюры, склонен к рисковому поведению: может увлекаться экстремальными видами спорта и т.д. Конь, как и в сказках, верный товарищ. Вот только – безответственный. Он вряд ли предаст, но легко забудет о договоренностях между вами.

Коню необходимо взрослеть, научиться брать на себя ответственность и думать о последствиях поступков!

 

 

СЛОН. Слон из мира шахмат не похож на слона из мира животных: он ходит по диагонали, символизируя психологическую гибкость. Поэтому слон – приспособленец. У него высокий уровень адаптивности. Такие люди находят решение самым безвыходным ситуациям. Как в анекдоте:

«Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход».

Подобно Штирлицу, слон избегает прямых конфронтаций, при этом добиваясь своего. Он не ввязывается в противостояние, подобно ладье, и не ищет приключений, как конь. Движение к цели слона незаметно для окружающих и неочевидно, но эффективно. Слоны – хорошие стратеги. Они умеют видеть картину вцелом, замечать существенные детали. Еще одно их достоинство – умение ждать. Слон не торопится, зато когда действует, до делает это быстро и эффективно.

Телесно этот человек также обладает гибкостью, сохраняя ее до весьма зрелого возраста. Его походка бесшумна и легка, поэтому обувь у него не снашивается годами. Слон вообще обладает даром не пачкать и не мять одежду, всегда выглядеть на все сто и не терять самообладание в сложных ситуациях. Одним словом – Штирлиц!

 

 

КОРОЛЬ. Для него прежде всего важны статус и влиятельность, признание и внимание. Он  обращает внимание на форму, но иногда забывает о содержании. По своему складу он достаточно эгоцентричен. Обычно это единственный ребенок в семье либо самый любимый. Но родители не просто любили его: они сделали его смыслом своей жизни, объектом самоутверждения и реализации своих собственных амбиций. Это называется «нарциссическим расширением»: ребенок используется для того, чтобы нарциссизм родителей был удовлетворен. Помните фильм «Черный лебедь»? Мать, не состоявшаяся балерина, мечтает сделать из своей дочки звезду балета.

Поэтому ребенок  с детства привыкает быть центром внимания и объектом любви, вот только любви не безусловной. Во взрослости ему постоянно хочется внимания. Вот только… он боится быть собой! И для того, чтобы добиться любви и признания, он вынужден кого-то из себя изображать и чему-то соответствовать. Поэтому он перестает быть собой, теряет себя. Во имя признания окружающих он отказывается быть самим собой! Недаром в шахматах король – самая беспомощная и ограниченная фигура. Но – самая главная!

Внешне короля можно узнать по подчеркнуто красивой внешности, за которой он внимательно следит. Его красота очевидна  демонстративна. И, конечно, его окружает все самое «брендовенькое». «Все лучшее – сразу!» — вот его девиз.

За примерами далеко ходить не надо. Сколько «королей шоу-бизнеса» достигло высот славы… а за этим следовали алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение. Вспомните короля рок-н-ролла Элвиса Пресли: за его взлетом последовало падение и нелепая смерть у унитаза…

 

 

ФЕРЗЬ. Серый кардинал. Вот кому принадлежит истинная власть, вот кто главная фигура на шахматной доске. Но ферзь предпочитает пребывать в тени. По своему складу это властный контролирующий человек, недоверчиво относящийся в миру вцелом и к людям в частности. Его детство нельзя назвать безоблачным. По тем или иным причинам ребенку было небезопасно: родители ссорились, были агрессивными… Нередко такой ребенок появляется в алкогольных семьях, в которых много насилия.

У ребенка формируется небезопасная картина мира. Это называется «базовым недоверием к миру» и приводит к паранойяльным чертам. Что же ребенку делать? Чтобы выжить в этой нелегкой реальности он решает (конечно же, бессознательно) стать самым главным. Тогда он сам будет всех контролировать, и никто никогда больше его не обидит! В этом парадокс: на самом деле ферзь не любит власть. Он боится отсутствия власти!

Узнать ферзя можно по несоответствию между подчеркнуто невзрачной внешностью, скромным поведением и проницательным, тяжелым, контролирующим взглядом. Ферзь видит вас насквозь. От него ничто не утаишь. Ферзь видит суть вещей – иначе бы он не выжил в трудных обстоятельствах его жизни.

 

Примером может служить уже упоминавшийся кардинал Ришелье: оставаясь за сценой, он руководил всем тем что на ней происходит…

 

 

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle