Как говорится, вкусы разнятся – а уж ценности тем более. Что для одного – пустяк, для другого – смысл всей жизни, и наоборот. Но так как мы, люди, создания противоречивые, то даже ценности одного человека порой входят между собой в конфликт и порождают внутреннее напряжение.
Какая из них победит? И можно ли победить во внутреннем конфликте, в битве с самим собой?.. Внутренние и внешние конфликты даются нам не просто...
Есть так называемые ценности «внешние», а есть «внутренние».
Внешние ценности проще оценить: они очевидны и объективны. Это деньги и другие материальные блага, а также слава, престиж, социальный статус, мода и тренды… Они очевидны для других людей, для социума. Более того, они адресованы именно внешнему миру: направлены на то, чтобы кому-то что-то доказать. Поменять свое положение в социуме.
Согласитесь, разве может для человека на самом деле иметь значение кусок металла, неважно, золото это или что другое? Только если он, как Скрудж МакДак, любит купаться в золотых монетах… Вспомните героев Джека Лондона – золотоискателей, которые находили желанное золото, а потом погибали от голода и холода с золотыми самородками в карманах… Но обладание «золотой казной» меняет социальную жизнь, ее хозяин начинает занимать совсем иное положение в обществе.
Внешние ценности важны для нашего социального Я: той части личности, которая активно включена в социум. Ими нельзя пренебрегать или отрицать их. Но они не должны подчинять себе всю личность. Конечно, для нас важно, что о нас думают другие люди. Но слишком подлаживаясь под ожидания окружающих, мы теряем себя. Девушка, слишком увлекающаяся модой, уже не чувствует, что же ей нравится на самом деле. Как в анекдоте:
«Какого цвета хамелеон, когда он смотрится в зеркало?»
Внутренние ценности не видны, субъективны и не поддаются измерению. Это ценности духовные: честность, порядочность, милосердие, доброта, дружба, любовь… По этим законам живет так называемое духовное Я. За этими ценностями так же важно следовать, но не чрезмерно. Иначе можно раньше времени достичь просветления и раствориться в просторах Вселенной… А если серьезно, чрезмерное следование за внутренними ценностями приводит к социальной дезадаптации.
Возьмем, к примеру, такую ценность как «честность» — безусловно, важную. А теперь представьте человека, который стал абсолютно честным и искренним. И всегда говорит то, что думает. Этот сюжет, кстати, порой используется в комедиях – именно потому, что последствия будут комичными… и печальными.
— У тебя ужасная прическа…
— Ты сильно располнела за отпуск…
— А я вот совершенно не рад вас видеть…
Чрезмерно честный человек с точки зрения социума… хам!
Между внешними и внутренними ценностями важно найти баланс: мы ведь живет и социальной, и духовной жизнью. Я социальному и Я духовному нужно научиться договариваться между собой. Но не всегда это получается… Порой между ними возникает неразрешимое противоречие, и важно сделать правильный выбор. Да, важно разделять ценности социума, но важно при этом не терять себя!
Меняются не только люди, меняется и общество. И постепенно в нашем обществе идет сдвиг от ценностей внутренних к ценностям внешним. Это видно даже в речи: из нашего языка исчезают понятия «чести», «благородства», «нравственности»… Они считаются старомодными, назидательными и даже вызывают насмешку. Вспомните В.С.Высоцкого:
«Досадно мне, что слово «честь» забыто…»
А вот откровенно нарциссические, внешние, ценности поощряются: карьера, слава, престиж, известность… Как в анекдоте:
«Борьбу Добра со Злом заменила борьба Добра с Баблом».
Когда в жизни возникает взаимоисключающий выбор, его приходится делать, как бы сложно это ни было. Причем откладывать его до бесконечности невозможно. Иначе будет как в анекдоте:
Богатырь подъезжает к былинном камню и читает: «Налево поедешь – по морде получишь».
— Нет, не поеду я налево!
«Направо поедешь – по морде получишь.
— Нет, не поеду я направо!
«Прямо поедешь – по морде получишь».
— Нет, не поеду я прямо!
Пригорюнился добрый молодец, стоит, думает. И тут голос сверху:
— Слышь, мужик, быстрей определяйся! А то прямо здесь по морде получишь…»
Выбор нужно делать, но только не предавать себя.
В фильмах «Шоу-герлз» (США) и «Платон» (Россия) у главных героев как раз возникает такой конфликт: внешних и внутренних ценностей. И каждому из них нужно сделать выбор, вот только решения они принимают диаметрально противоположные.
Герой Павла Воли в фильме «Платон» — элитный сводник, за вознаграждение знакомящий красоток и миллионеров. Но и в его жизнь приходит любовь, причем во всех смыслах: он влюбляется девушку по имени Люба, и она искренне отвечает на его чувство. Но Любой увлекается олигарх, да еще и имеющий самое непосредственное отношение к криминалу. И перед Платоном встает выбор: устроить им свидание и получить деньги или сохранить любовь. Он выбирает деньги и теряет любовь. И даже не потому, что Люба не может его простить: девушка-то как раз его простила. Но отношения после этого предательства уже невозможны. Пройдена так называемая «точка невозврата». И Платон запоздало жалеет о своем выборе… Ни деньги, ни власть, ни многочисленные сексуальные связи не могут компенсировать потерю настоящей любви.
Героиня «Шоу-герлз» приезжает в «Лас-Вегас», чтобы сделать карьеру танцовщицы. И она восходит на пьедестал, вот только дается ей это нелегко. Один компромисс с совестью ведет за собой другой… В итоге она сталкивает конкурентку с лестницы и становится звездой шоу. Но ее подруга попадает в беду: певец из того же шоу совершает над ней жестокое насилие. И перед героиней стоит выбор: добиваться справедливости и потерять место в шоу или остаться звездой, но предать подругу. Она выбирает первое и, отомстив, добровольно уходит из шоу. В финальной сцене фильма героиня уезжает из Лас-Вегаса. Водитель остановленной машины спрашивает ее:
— Ездила играть?
— Да.
— И что же выиграла?
— Себя!
Может, это и есть самый ценный выигрыш?..
Мы предлагаем вам психологическое упражнение на так называемую «иерархизацию ценностей».