Тип МАЧО хочет признания своей мужественности. Почему? Он сам в ней не уверен. То, что очевидно, не нуждается в доказательствах. Поэтому образ «мачо» — всегда компенсация внутренней неуверенности в себе. Что приводит к комплексу мачо?
Возраст его формирования: чаще всего период от 3 до 6 лет. Именно тогда для ребенка становится важным осознание своего пола и отличие от пола противоположного.
То, как ребенок прошел через эту возрастную стадию, определяет его сексуальное поведение уже во взрослом возрасте: позиционирование себя как человека определенного пола и взаимодействие с полом противоположным. Можно сказать, что в нежном возрасте детского сада закладывается подводная мина, которая может взорваться уже потом, через годы.
В возрасте 3-6 лет ребенок осваивает базовое право на сексуальность: «Кто я, какого я пола?», «Какой именно я как мужчина/женщина»?, «Насколько я ценен?», «Могу ли я быть привлекательным, оцененным, выбранным?» В идеале здесь формируется четкая половая идентичность и представление о своей достаточной ценности, возможности выбирать партнера и быть выбранным для любовных отношений. В подростничестве эти вопросы заново пересматриваются и осваиваются.
Что же произошло в детстве будущего типа «мачо»? Возможны следующие варианты.
- Несформированность четкой мужской идентичности. Бессознательная идентификация с матерью, с женской фигурой – полная или частичная (смешанная женско-мужская идентификация, андрогинная, обоеполая).
Такое происходит, к примеру, если в семье хотели девочку, то есть для ребенка априори отвели женскую нишу. И если на сознательном уровне родители приняли факт рождения сына, бессознательно они могли с этим так и не смириться. Часто в семье, где уже есть старший сын или даже старшие сыновья, ждут дочку, и тогда появившийся в итоге младший сын становится или женоподобным, или компенсаторно формирует сценарий «мачо», доказывая свою мужественность, право быть мужчиной.
Точно такой же механизм может включиться и у сына матери-одиночки: находясь в тесной связи с матерью в сочетании с нехваткой отцовской фигуры, сын может расти или женоподобным, или компенсироваться в чрезмерной, демонстративной мужественности (скрывающей женоподобность).
Так что сценарий «мачо» может быть прикрытием женской или андрогинной (обоеполой) идентификации у мужчины. В этом случае он, скорее всего, сочетается с гомосексуальными предпочтениями, явными или скрытыми. Ведь такой мужчина частично – женщина, и для его внутренней идентифицированной с женщиной части выбор партнера-мужчины как раз вполне гетеросексуален и естественен. В случае принятия собственной гомосексуальности и женственности, в отношениях он будет выбирать «пассивную» роль, «нижней собаки», образно говоря. Если же он принимает лишь свою гомосексуальность, но не женственность, в отношениях он станет «активным» партнером, «верхней собакой».
А вот в случае отрицания своей гомосексуальности мужчина демонстрирует гомофобию (как защиту) и проявляет интерес к анальному сексу (бессознательное желание быть в этот момент не с женщиной, а с мужчиной – ведь у женщины есть для секса иное, природой предназначенное место).
Помните фильм «Давайте потанцуем» (2004, режиссер Питер Челсом)? Герой Ричарда Гира приходит в школу танцев, вместе с ним на занятия ходит яркий брюнет с очевидным «комплексом мачо», гомофоб. В финальных кадрах мы видим, что он нашел свою любовь именно в гей-клубе…
- Некий физический дефект, недостаток, очевидный или мнимый – то, что сам мужчина считает комплексом и не может почувствовать собственную ценность как мужчины. И тогда сценарий «мачо»становится компенсацией, попыткой доказать самоценность.
В патриархальном социуме ценность представляет только мужчина, причем инициированный, признанный мужчина. Поэтому внешние, очевидные для всех признаки мужественности становятся так важны. И, конечно, с древних времен к таким признакам в первую очередь относятся физические данные: рост, сила, здоровье… Конечно, это имеет значение не только на стадии 3-6 лет, на этой стадии начинает звучать тема самоценности, потом она развивается далее, и все детство и подростничество ребенок от мира, как от зеркала, получает обратную связь, сигналы: насколько вообще я мужественен и ценен? Если сигналы от мира негативные, мужественность ставится под сомнение, то ребенок принимает решение, бессознательно или даже осознанно, всем доказать свою мужественность.
Компенсаторно самоутверждается. Известно, что многие великие полководцы в истории человечества были маленького роста (Александр Македонский, Александр Суворов и т.д.).
Но так как мы далеко ушли от животного мира, в наши дни показателем мужественности, мужской силы остается не только физическая сила. Деньги, социальный статус – вот ценности нашего времени. Поэтому точно так же мальчик может почувствовать свою неполноценность из-за финансового и социального положения семьи, и начать утверждать себя.
И, конечно, распространенный мужской комплекс, приводящий к компенсации – недовольство своим пенисом. Чаще всего мужчина недоволен своим размером, «миф о большом члене» уже много столетий поддерживается обществом, через анекдоты, шутки, присказки и т.д. Любопытно, как сместилось символическое значение «большого члена», вернее даже, произошло замещение одного смысла другим. На данный момент стереотип таков: размер члена соотносится со степенью ценности мужчины, привлекательности для женщины и с умением доставить женщине удовольствие. Отсюда проистекает вывод – «Чем больше, тем лучше». В действительности, это миф.
Во-первых, на физиологическом уровне размер имеет значение лишь в случае крайних отклонений, недоразвития или гигантизма, все остальное – незначительные вариации.
Во-вторых, наши ощущения во время полового акта в первую очередь определяются фактором эмоциональным – нашим отношением к партнеру, сердечной привязанностью. Как сказал один из героев фильма «О чем говорят мужчины» (2010, режиссер Дм.Дьяченко), «Секс с любимой и секс с нелюбимой женщиной – вообще две совсем разные вещи». Женщина влюбляется не в гениталии, женщина влюбляется в мужчину. Если бы ощущения женщины определялись исключительно характеристиками члена, то член настоящий уж точно бы проиграл перед искусственным, который «всегда готов». Но женщины предпочитают живых мужчин.
В-третьих, форма и размер гениталий весьма вариативны, и речь может идти только о «совпадении», но никак ни об оценивании «лучше» или «хуже». Как в анекдоте:
В баре девушка подсаживается к ковбою:
— Какой у вас большой кольт…
— О да, у нас в Техасе все большое!
— Какая на вас большая шляпа…
— Ну да, у нас в Техасе все большое!
— Раз у вас в Техасе все большое – поехали ко мне, — приглашает девушка.
Наутро она разочарованно ему говорит:
— Ну вот, а ты говорил, что в Техасе все большое!
— Простите, мадам, я не знал, что вы тоже из Техаса…
Так что в действительности размер члена никак не является показателем ценности мужчины и его способностей любовника. Откуда же взялся такой миф? Он основан на животном инстинкте приматов: самцы выставляют вперед эрегированные гениталии, когда демонстрируют агрессию, готовность к бою. Соответственно, по простым физиологическим причинам большим по размеру окажется наиболее эрегированный член, обладатель которого находится в самом активизированном, перевозбужденном состоянии – состоянии «боевой готовности». Он и имеет больше всего шансов на победу: побеждает не самый сильный, а самый агрессивный. Поэтому обладатель самого большого члена инстинктивно воспринимается как «победитель» и лидер. Именно ему у приматов достается самое большое количество самок.
Наши родственники-обезьяны не образуют устойчивые пары, а практикуют групповой брак, в котором самки распределяются между самцами в зависимости от статуса самца. Можно предположить, что у наших далеких предков была похожая организация сексуальной жизни. Поэтому до сих пор «миф о большом члене» связывает «технические характеристики» мужчины с его лидерскими качествами и правом на обладание женщиной.
- В группе риска по формированию «комплекса мачо» оказывается и мальчик, в детстве которого особое внимание уделялось его принадлежности к мужскому полу. Окружение подчеркивало его ценность именно как мужчины, а не как человека, сына и т.д. Тогда именно эту характеристику он будет считать самой важной для получения признания. И бессознательно будет бояться оказаться в недостаточной степени «мужчиной», и тогда потерять любовь близких. Это может произойти в силу культуральных, этнических особенностей – в патриархальном обществе. Или особенностей
Так, психотерапевт Дж.Пьерракос (1921-2001) в своей книге «Эрос, любовь и сексуальность» вспоминает, как в детстве мать называла его «эфенди» — господин (в переводе с турецкого). Он вырос в провинциальной патриархальной Греции, его мать была неграмотной традиционной женщиной и следовала за обычаем: обращение «эфенди» («господин») от матерей применялось к первому сыну.
В патриархальном обществе женщина получает признание лишь тогда, когда рожает сына. Поэтому невольно воспринимает его как нарциссическое расширение – часть себя, вынесенную вовне, придающую целостность, возможность самоутвердиться и почувствовать себя полноценной. Ребенок это чувствует, бессознательно считывает и стремится соответствовать ожиданиям мамы. Он боится, что мама любит его только за мужественность, и если мать в его мужественности разочаруется, то перестанет любить.
И уже во взрослости сын доказывает свою состоятельность как мужчины, в первую очередь маме – конечно, неосознанно. Чаще это уже не сексуальный аспект, а утверждение статуса в социуме. Такой сын делает успешную карьеру, добивается финансовых и властных высот. И для него всегда важно: а оценила ли его подвиги мама?..
Сохранилась история о том, как в конце своей жизни мать И.В.Сталина, тогда уже главы СССР, сказала сыну:
— Лучше бы ты стал священником.
И эти слова разом перечеркнули все его достижения, весь путь из грузинской деревни – в Кремль…
Есть и особенности семейного сценария и семейных ожиданий. Возможно, не в самой культуре, но в данной конкретной семье тема мужественности по неким причинам может звучать обостренно. К примеру, семья бережно хранит воспоминание о неком мужественном члене семьи, уже отсутствующем, идеализированном (дистанция вообще способствует идеализации). И ждет, что ребенок «заменит» его. Например, это образ погибшего на войне дедушки, героический, мужественный. И мальчик с ним идентифицируется, пытается ему соответствовать.
Казалось бы, что плохого в идентификации с таким замечательным дедушкой? Но! это идентификация не с реальным, а с идеальным объектом. Ребенок оказывается в положении осла, который идет вперед за недостижимой морковкой перед носом. Выдавая очень мужественную модель поведения, пытаясь быть героем, идеальным героем во всем, он никогда не будет собой доволен. Он обречен на нездоровый перфекционизм. И это чревато развитием депрессии, зависимости, суицидальными наклонностями, явными или скрытыми (стремление героически погибнуть).
- Похожий сценарий может сформироваться в семье, в которой произошел иерархический сбой, замещение, и символически сын занял место отца, то есть мужа своей матери. Тогда бессознательно мать также подчеркивает его принадлежность к мужскому полу и ценность в первую очередь этой характеристики. Точно так же у мальчика будет страх оказаться недостаточно мужественным в глазах матери, поэтому он всячески будет доказывать ей свою мужественность, демонстрируя во взрослости карьерные и финансовые успехи.
Подобный сюжет фигурирует во многих комедиях: статусный сын, которого боятся все подчиненные и даже жена и дети, заискивает перед мамой, пытается заслужить ее одобрение и чуть ли ни рыдает в случае критики…
Замещение происходит в семье в следующих случаях:
- Супруг отсутствует совсем. Изначально (внебрачный ребенок) или же потом, в ситуации развода и исключения (или самоустранения) отца из воспитания сына.
- Супруг отсутствует частично: длительные отъезды, но и не только. Муж может символически самоустраниться из пространства семьи, сохраняя при этом формальный брак, выполняя все необходимые долженствования. То есть как вариант частичного отсутствия — присутствует формально. Фактически, он приходит домой только на ночь, все остальное время проводя на работе… или в любых других местах. Конечно, в последнем случае причина в нарушившихся отношениях между супругами – они не решают стоящие между ними проблемы. По факту, брака уже нет, нет содержания, осталась одна форма. Но по неким причинам (страх перемен, стыд перед окружением, удобство и т.д.) они решают видимость брака сохранять. А страдает ребенок.
- Супруг снял с себя свою роль, как король, добровольно отказавшийся от трона. Мужчина формально является главой семьи, мужем и отцом, но на самом деле это не так. Чаще всего в таких случаях он предпочитает роль… сына. Это инфантильный отец, не желающий взрослеть, ищущий в своей жене «мамочку». И для сына тогда он не родитель, а сиблинг – брат, конкурент за материнскую любовь! Не только сын борется с отцом за любовь матери как супруги – эдипальная ситуация, описанная З.Фрейдом. Живи он на 100 позже и увидь повальную инфантилизацию нынешнего поколения, он бы больше внимания уделил и другой стороне. Теперь отец хочет быть ребенком для своей супруги и борется со своим сыном за материнскую любовь жены!
Во всех описанных случаях женщина оказывается без партнера, явно или символически. И тогда она бессознательно… «коронует» своего сына, возводя на трон рядом с собой в качестве символического супруга. Подчеркнем: не надо возлагать всю ответственность за это на мать, это ответственность и матери, и отца. В такой ситуации, конечно, мужской пол ребенка особенно важен, сын это чувствует и старается быть «мужчиной».
Во взрослости он чувствителен к мужской конкуренции, т.к. в конкурентных отношениях с отцом произошла фиксация. Его «подвиги» могут в действительности адресоваться не «прекрасной даме», а соперникам. И тогда для него не так важно завоевать женщину, как важно отвоевать ее у другого мужчины. Когда женщина уже стала его и ситуация конкуренции исчезла, он быстро теряет интерес и устремляется к новой женщине, за которую еще надо бороться. Такой тип «мачо» предпочитает мужские компании с явной или скрытой конкуренцией, избирает профессиональную сферу, в которой высок уровень конкуренции: бизнес, спорт…
А вот в отношениях с женщинами может сочетаться завоевывающий и избегающий стили поведения. Ведь мальчик, ставший «мужем» своей матери, горд… и напуган. Мама ведь большая, а он – маленький… Один из базовых эдипальных страхов мальчика – страх поглощения материнской маткой. Поэтому такой тип «мачо» сперва завоевывает женщину, причем обязательно – в ситуации конкуренции с другими мужчинами. А потом пугается завоеванной женщины – и убегает от нее.
Его любовные подвиги совершаются как средство самоутверждения, но не ради самой любви. Вспомним 13-ый подвиг Геракла, обычно не включаемый в детские сборники античной мифологии. За ночь Геракл оплодотворил 100 девственниц. Конечно, это подвиг, возможный лишь для полубога, но не для «простого смертного». Но! так как действие происходило не полярной ночью, то на каждую девушку герой потратил максимум 5 минут. О каком удовольствии для девушки, о каком эмоциональном контакте могла идти речь?.. Таков сценарий фаллического «героя-любовника», и этим он отличается от сценария «Дона Жуана», для которого важен сам процесс.
Поробнее о женских и мужских психологических типах читайте в новой книге Ирины Соловьевой "Работа с фигурными картами таро в психотерапии" (2016, издательство "Аввалон-Ло Скарабео")