+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

«Человеку свойственно ошибаться», и одна из типичных ошибок заставляет нас думать, что мы себя хорошо знаем. В действительности же, наши затаенные уголки души остаются скрытыми во мраке и каждый день на нас смотрит из зеркала незнакомец.

Сознательное представление о себе – лишь вершина айсберга (эту метафору очень любят психоаналитики). А огромная подводная часть айсберга – то, что скрывает Бессознательное. Незнание себя – частая проблема. Отсюда распространенные вопросы: «Зачем я это сделал(а)?», «Почему я так поступил(а)?», «Почему я живу не так, как хочу?», «И как я хочу жить?»

Но незнание себя – это еще полбеды. Гораздо большая проблема – иллюзорное представление о том, что ты себя знаешь. Заблуждение редко оставляет шанс на исправление ошибки, ведь человеку может казаться, что все хорошо.

Представьте, что путник заблудился в лесу. В первом случае он понимает, что это так. Тогда у него больше шансов на спасение: он может остановиться, кричать и звать на помощь… А если ему кажется, что все хорошо и он вот-вот окажется на ягодной полянке или дороге, то он может все дальше заходить в чащобу.

Осознание своих заблуждений помогает преодолевать эти самые заблуждения, расширяет представление о себе и о мире. Убирает иллюзии и побуждает искать истину. Даже если ответ не находится, его поиски важны сами по себе. Это верно, например, для таких экзистенциальных вопросов, как поиск смысла жизни. Возможно, ответ так и не будет найден; возможно, единственно верного ответа нет; но важно временами задаваться вопросом о смысле своей жизни.

Есть разные пути самоисследования, расширения осознанности и саморазвития: психотерапия, духовные практики… А есть – игра. Игра – это наше естественное свойство, с ним рождается каждый человеческий детеныш. Игра доставляет удовольствие, развивает креативность. И игра… учит. Без назиданий и наставлений, без менторства, неуместной серьезности и пафоса. Игра как форма работы используется в психотерапии, причем не только с детьми, но и со взрослыми: и индивидуально, и с группами.

Игра помогает обходить сопротивление и отрицание: в игровой форме мы готовы принять и освоить то, чему сознательно будем долго сопротивляться и чему мы не хотим учиться. Например: хочешь поиграть с чужими игрушками – научись делиться своими; если не уважать товарищей по игре, они не захотят дальше с тобой играть. Во взрослой жизни действуют все те же законы игры, что и в песочнице: учись делиться, не хами, умей за себя постоять.

Театр построен на игре, и он обладает целительной силой. Недаром тысячелетиями люди приходят в театр и уходят обновленными и обогащенными. В театре у зрителя происходит идентификация с персонажами на сцене: не только с главными героями, но и другими действующими лицами; и с добродеями, и со злодеями.

Эта идентификация может быть вполне сознательной, когда зритель видит сходство между собой и героем (с героем идентифицировано «Я реальное» зрителя), или мечтает быть похожим на него (с персонажем идентифицируется «Я идеальное» зрителя). Но идентификация может быть и бессознательной, персонаж вызывает сильный эмоциональный отклик, а почему – зритель не понимает.

Идентификация с тем или иным персонажем – замечательный способ самоисследования и расширения осознанности. И сегодня хочется рассказать вам об интересном спектакле, который открывает большие возможности для зрителя, потому что он играется не только для зрителя, но и вместе со зрителем. Зритель, оставаясь в темноте зрительного зала, оказывается втянут в интересную игру. Речь идет о спектакле «Закрой глаза и смотри» театра Вадима Демчога «Арлекиниада».

Спектакль базируется на текстах из «Фрэнки-шоу» – радио-проекта, в котором на протяжении нескольких лет Вадим Демчог озвучивал безумца Фрэнки. Фрэнки представлял себя тем или иным литературным персонажем или историческим лицом, рассказывая монолог от его имени, а слушатели отгадывали – кто это? В спектакле эти монологи читают как сам В. Демчог, так и актеры его театра.

Зритель получает возможность для осознания идентификации, тем самым – для расширения осознанности, для встречи с собой. Что за персонаж скрывается в темных уголках твоей души и наконец-то выходит на свет? Почему тебя затрагивает именно эта история? В чем сходство между тобой и этим персонажем?

Секрет в том, что в этом спектакле из темноты в луч света выходит не только профессиональный актер, играющий на сцене; в этот момент высвечивается тот актёр, тот персонаж, который живет в твоей душе.

А мы предлагаем вам вопросы, помогающие исследовать идентификацию и расширяющие осознанность:

  • Какой персонаж больше всего эмоционально меня затронул?
  • Почему?
  • Что это за эмоции?
  • В чем сходство между персонажем, его историей и мной, моей жизнью?
  • А в чем между нами различие?
  • Что хочет этот персонаж, живущий в моей душе? Как я могу о нем позаботиться, помочь?
  • А как он может позаботиться обо мне?
  • Какой я на самом деле, вне этой роли или какой-либо другой?..

Автор: Ирина Соловьева, психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу, ассистент международной программы биосинтеза в Грузии

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle