+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Великобритания, 2015
Режиссер: Николас Хайтнер
В ролях: Мэгги Смит, Джим Бродбент и др.
Композитор: Джордж Фентон
Бездомная пожилая леди поселилась в своем стареньком фургоне прямо под окнами популярного английского драматурга.

Пообещав вскорости съехать, она провела там 15 лет, явно злоупотребляя его гостеприимством. Их отношения начались с взаимного недовольства и претензий, а превратились в прочную душевную связь. И сама Мэри Шеппард, и драматург Алан Беннет - реальные лица. После смерти своей необычной подруги Беннет написал о ней комедийную пьесу, которая и легла в основу фильма.
Фильм пронизан юмором и добротой. Он учит видеть человека в человеке, вне зависимости от социальных масок: статуса, благосостояния... Бездомная пожилая леди оказывается в прошлом монахиней и пианисткой. Разбирая после ее смерти оставшиеся в фургоне вещи, Алан находит афишу: ее выступление с Королевским симфоническим оркестром.

И мы видим в фильме механизм замещения в действии. “Замещение” - символическая замена одного объекта другим. Когда с первым, истинным объектом не получается выстраивать нужную схему отношений, образ объекта бессознательно проецируется на более доступный объект, с которым и начинает выстраиваться искомый контакт.
У Алана Беннета есть пожилая больная мать. С каждым днем ее оставляют силы и рассудок, она вынуждена пребывать в больнице. Алан привязан к матери и тяжело переживает происходящее. И тут вдруг прямо под его окнами оказывается пожилая леди, столь схожая с его матерью: по возрасту, плохому состоянию здоровья и потребности в его опеке. Перенося на нее нерешенные проблемы с матерью, Алан то раздражается и ненавидит, то нежно заботится и искренне беспокоится.

Механизм замещения встречается не только в фильме: многократно мы сталкиваеся с ним в повседневной жизни. Нередко именно самых близких мы начинаем превращать в замещающие объекты, отыгрывая ситуации из прошлого и восполняя свои дефициты. И чаще всего в роли “замещающих объектов” оказываются самые зависимые и беспомощные: дети и домашние животные.
Бессознательное использование ребенка как объекта замещения распространено в семьях. Конечно, это механизм использования - ребенок используется для решения проблем, которые не имеют к нему прямое отношение. Это может быть частный случай: на ребенка направляется накопившийся заряд эмоций, например, гнев, недовольство жизнью... Такой родитель постоянно использует ребенка для “слива” негативных эмоций, цепляясь к мелочам и ища любой предлог. В действительности эмоции могут быть адресованы супругу, начальнику или другому более защищенному объекту.
Но ребенок может и оказаться в некой постоянной замещающей роли: например, мать-одиночка делает из ребенка символического супруга. А инфантильные родители превращают детей в опекающих “мамочку и папочку”: детско-родительские отношения становятся инвертированными, перевернутыми.

Иногда домашние животные могут стать замещающим объектом. Бездетные пары делают из питомца символического “ребенка”, но животное может выступать и в других ролях: быть эмоционально теплым другом, защищающим родителем, внимательным партером...

Механизм замещения не всегда наносит очевидный вред. Но он не дает возможность решить первоначальную проблему, столкнуться с ней один на один. Замещающий объект - некий суррогат искомого. Одинокая девушка может завести кота, но проблему одиночества это не решит; алкоголик кричит на сына, а не на жену, и претензии к жене сохраняются. Если вы обнаружили в своей жизни замещающие объекты, попробуйте решить первопричину. Если вы плывете в дырявой лодке, нужно заделывать течь, а не вычерпывать воду раз за разом...

Отдельно хочется отметить музыкальное оформление фильма. Саундтрек к нему написал Джордж Фентон, хорошо известный российским зрителям (музыка к фильму “День сурка” и др.).
А в конце фильма нас ждет разгадка - почему же леди в фургоне пряталась от людей?..

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий