+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Спектакль «Маугли. Доброй охоты!» театра Романа Виктюка в символической форме открыто показывает то, что происходит скрыто в глубинах Бессознательного. Несмотря на то, что произведение Киплинга адресовано детям, спектакль интересен для взрослой аудитории. И с психологической точки зрения историю Маугли можно определить как процесс сепарации.

 

Сепарация – отделение от родителей, необходимое для достижения зрелости. Вначале Маугли предстает беспомощным детенышем, нуждающимся в защите и заботе. В итоге он становится взрослым и самостоятельным, уходит во взрослую жизнь. Как она сложится, мы не знаем, но понимаем, что он сам будет строить ее, делать выборы и нести за них ответственность. Как и положено зрелой личности.

История Маугли – метафорическое отображение пути взросления и достижения зрелости.

Человеческие дети совершенно беспомощны, у них долгий путь взросления и достижения самостоятельности. Именно поэтому эволюционно возникла семья, семья как образование нужна для защиты самых слабых, а это, конечно, дети. Дети могут вырасти только в семье – необязательно своих биологических родителей, но они нуждаются во взращивании.

При этом есть интересный феномен. Внутри ребенка формируется так называемое «родительское представительство». Это сложный конструкт, который состоит из множества элементов – самых разных образов Родителя и опыта взаимоотношений с ним. Механизм следующий: ребенка окружают самые разные взрослые, которые участвуют в его воспитании, явно или косвенно. Их образы впитываются внутрь, «интериоризируются», как это называется в психологии. И именно из них складывается родительское представительство.

Внутренний образ Родителя, или родительское представительство, становится объемным, разнообразным и даже – противоречивым. Ведь сейчас мама улыбается малышу, а потом на ее лице отобразится гнев или печаль… Ребенок, как губка, впитывает свое окружение. Во внешнем мире его взращивают реальные люди, во внутреннем мире – символический образ Родителя.

vaugli2

Спектакль символичен, и в нем мы видим опредмечивание внутреннего родительского представительства: Маугли окружают некие фигуры, будь то люди или животные, и каждый из них символизирует определенную часть родительского представительства. Мать Волчица – «защищающая мать». Образ Багиры несет в себе много сексуальности, это встреча ребенка с женственностью и сексуальностью своей матери. «Мудрый Каа» символизирует мудрость и опыт родителя. Акела – отец как глава семьи, лидер. А Шерхан – «пожирающий родитель», теневая, негативная часть родителя, которая представляет угрозу для ребенка. Когда-то на заре зарождения человечества процветал каннибализм, и в суровых условиях голода ребенка мог съесть сам родитель.

Современный родитель может пожирать ребенка символически: не давая права на сепарацию. Исходит он при этом из собственных интересов, дефицитов, внутреннего голода: без ребенка ему будет одиноко и страшно. Все мы помним анекдоты и шутки про одесских мам: «Ты хочешь жениться? Ты хочешь сделать маму сиротой?»

Поэтому отношения Шерхана и Маугли – центральная интрига. Только разобравшись с «пожирающим родителем», препятствующим развитию, ребенок может сепарироваться и уйти во взрослую самостоятельную жизнь. Что и происходит как с повзрослевшим Маугли, так и со многими из нас в период сепарации.
Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий