В некоторых странах есть такая профессия - "человек у окна". Он стоит у окна офиса и рассказывает работающим за своими столами сотрудникам, что же там происходит. Это скрашивает их серые трудовые будни, позволяет ощущать связь с миром вместо изолированности офисного мирка. А вот для Александра Дронова (Юрий Стоянов) - это хобби, по профессии он - актер. Вот только по факту - актер несостоявшийся, неудачник.
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В главных ролях: Юрий Стоянов, Сергей Гармаш, Кристина Кузьмина
Если посмотреть на Шуру, как все его называют, с точки зрения социальных критериев успеха, то его смело можно назвать полным неудачником. Он немолод, но к своему возрасту почти ничего не добился в социуме. Небогат, невостребован в профессии, жена изменяет, а лучший друг (Сергей Гармаш) унижает и обманывает. Единственная отдушина - наблюдать у окна за жизнью других людей. Это психологический механизм замещения и компенсации: собственные дефициты символически замещаются успехом и интересной жизнью других людей, за которыми можно наблюдать и идентифицироваться с ними.
Например, одинокая женщина может запоем смотреть «мыльные оперы» или читать романы о любви, а хлипкий юноша - следить за приключениями супермена в комиксах... Бессознательная идентификация с чужой насыщенной жизнью позволяет заполнить пустоту своей собственной. Иногда это становится единственным утешением: например, родители-пенсионеры могут видеть смысл своей жизни в том, чтобы следить за жизнью детей и внуков и заботиться о них. А судьбы кинозвезд неустанно становится предметом обсуждения для обывателей.
В умеренных дозах этот механизм может приносить облегчение. Но если с собственной жизнью человек при этом ничего не делает и не пытается изменить к лучшему, то польза превращается во вред. Контакт с реальностью начинает теряться, и тогда может показаться, что в собственной жизни нет ничего важного и интересного... А ведь очень важно сделать правильные выводы: понять, чего тебе не хватает, ЧТО именно ты компенсируешь, и пытаться изменить свою реальную жизнь. Возвращаясь к нашим примерам: любительница книжных романов может искать настоящие любовные отношения, а поклонник супермена - записаться на спорт.
Если бы Шура просто замещал свою скучную жизнь чужими интересными жизнями, у зрителей сформировалось бы к нему снисходительно-пренебрежительное отношение. Но Шура вызывает симпатию и уважение... добротой и мудростью. Он не просто описывает происходящее за окном, он делает выводы, проводит анализ. Вникает, что же на самом деле скрывается за теми или иными поступками людей. Чем прохожие живут, что проживают и переживают...
И это не просто ментальные заключения, какие делал Шерлок Холмс: Шура наблюдает за миром с добротой и сочувствием. Он сопереживает, бескорыстно и искренне. Видит недостатки других и безоценочно принимает. У него нет способностей супергероя, он не красавец-миллионер из любовного романа. Он немолодой мужчина... с добрым сердцем. Имеющий жизненный опыт, знающий людей, не раз пострадавший от обмана, злобы, предательства, но сохранивший веру в добро. Безответно влюбившись в юную Соню (Кристина Кузьмина), он помогает ей просто по зову сердца.
Увы, в реальной жизни люди нередко принимают доброту... за слабость и неумение за себя постоять. И путают агрессию с силой. В действительности, истинная сила не агрессивна: сильный человек способен постоять за себя и своих близких, но не будет атаковать и нападать первым. Не станет злоупотреблять своей силой.
В каждом из нас есть архетип Воина. Правильное раскрытие - умение защищаться; неправильное - желание нападать. Настоящий Воин - тот, кто защищает, а не атакует. Увы, иногда возникает путаница: иногда агрессия, в том числе необоснованная агрессия, принимается за силу. Это миф из серии "Кто громче всех кричит, тот и прав", "Кто демонстративней всех плачет, тот самый несчастный"... Вспоминая басню Крылова: если моська лает на слона, это не говорит о том, что моська сильна, а слон слаб. Откуда берется такая путаница?..
Если ребенок рос в дисфункциональной семье, в которой был абьюз (необязательно физический, может, только эмоциональный); в семье, в которой конфликты решались силой, и победителем оказывался самый сильный, то он начинает путать силу и агрессию, манипуляцию и истину. И во взрослости эта путаница продолжается.
Например, девочка, выросшая в алкогольной семье с домашним насилием, имеет высокий уровень тревожности и небезопасности. Она стремится найти в партнере защитника, и решает, что лучший защитник - самый агрессивный парень. Поэтому для брака она выбирает самого драчливого из всех ухажеров. Надеется, что уж он-то сможет за нее постоять! А потом оказывается, что его агрессия в первую очередь направляется на нее... Работая с алкогольными семьями, я неоднократно встречала такой сценарий.
Если сила у кого-то ассоциируется с агрессией, то тогда доброта воспринимается им… как слабость. Доброго человека начинают считать слабаком или дураком и использовать. А между тем, для доброты требуются сила и мудрость.
Маленький ребенок добрый, потому что еще не сталкивался со злом, и это доброта наивности; ему легко быть добрым. А вот взрослый человек прошел через негативный опыт: каждый сталкивался в своей жизни с предательством, намеренным причинением зла и боли… И знает о том, что в мире есть зло, это уже не наивная Красная Шапочка. Поэтому доброта взрослого человека дорогого стоит и вызывает уважение.
К герою фильма кто-то из знакомых относится пренебрежительно, не понимая причин его доброты и терпения. Но зритель может увидеть, какой внутренней силой обладает герой. Доброта – огромная ценность, силу которой нельзя недооценивать.