Сегодня мы хотим поговорить о фильме «Лицо со шрамом», давно и прочно вошедшем в золотую коллекцию кинематографа. Самое время: ведь старшее поколение стало забывать его, а среди представителей молодого поколения не все с ним знакомы.
Режиссер: Брайан Де Пальма.
В главных ролях: Аль Пачино, Мишель Пфайффер.
Эта история основа на реальных событиях, прототипом главного героя является знаменитый американский гангстер Аль Капоне. Родившись в простой бедной семье, он стал королем преступного мира и одним из самых известных гангстеров за всю историю, его имя даже стало нарицательны. Но с вершины он упал вниз: попал в тюрьму и, вернувшись после заключения, так и не смог вернуть себе власть. И вскоре умер, одинокий, разочарованный и больной…
Фильм «Лицо со шрамом» стал ремейком старого фильма 1930-х годов и превзошел его по успеху. Этому способствовала талантливейшая работа режиссера, актеров, композитора да и всей съемочной команды.
Главный герой Тони Монтана (Аль Пачино) – беженец с Кубы, работающий в закусочной. Он мечтает о деньгах, красивых женщинах и автомобилях, и когда ему предлагают небольшую подработку в сфере криминала, соглашается. Проявив неординарные способности, постепенно Тони становится главой целого преступного синдиката и миллионером. В этом ему помогают сила личности, ум, стратегическое планирование, умение разбираться в людях и – принципиальность. «У меня есть только мое слово и мои яйца», - говорит Тони. Благодаря исключительно собственным заслугам он приобретает авторитет и репутацию.
Монтана женится на женщине, о которой давно мечтал (Мишель Пфайпфер), живет в роскошном особняке, ворочает миллионами. Однажды увидев слова «Мир – твой» на дирижабле, он делает их своим девизом, они написаны на скульптурном фонтане в его огромном доме.
Но счастлив ли Тони? Нет. Алкоголь и наркотики, вечная борьба с конкурентами, ссоры с женой и лучшим другом, отказ матери продолжать общение с сыном-преступником и принимать от него «грязные деньги»… Все это затягивает героя фильма словно в темную яму и приводит к падению и в переносном, и в прямом смысле. После ссоры бывший «деловой партнер» организует атаку на дом Тони, тот мужественно защищается, но ему стреляют в спину, и он падает с верхнего этажа прямо в тот самый фонтан с надписью «Мир – твой»…
Так что же привело к падению Тони Монтаны – внешние обстоятельства или его собственные ошибки? И что именно стало той самой фатальной ошибкой?
Персонаж Аль Пачино вызывает противоречивый отклик у зрителя. Несомненно, он преступник, убийца, наркоторговец. С другой стороны, сильный принципиальный человек, не лишенный благородства. Он старается поступать справедливо и не преступать определенные границы: сперва убеждается, что конкурент его предал и пытался убить, и лишь затем сам убивает его... Отказывается устроить взрыв, при котором могут пострадать дети… Женится по любви и хранит жене верность, несмотря на семейные проблемы… Оберегает свою семью... Держит слово, даже если это может стоить ему жизни... Занимается благотворительностью…
Это сочетание плюсов и минусов как раз и придает персонажу реалистичность и заставляет сопереживать. Он не демонизирован своими создателями и не идеализирован; не показан абсолютным злодеем, но и не превращен в благородного Робина Гуда. Реалистичность персонажа помогает зрителю идентифицироваться с ним. И, как и всякий из нас, Тони терзается внутренними сомнениями и противоречиями. Искушениями… И самое сильное из них – гордыня.
Гордыня – очень человеческое искушение, архетипическое и потому - понятное каждому человеку. Сюжет о строительстве Вавилонской башни рассказывает как раз о гордыне человеческой, и похожие мифы или сказки есть у самых разных народов. Знакомая нам с детства сказка А.С.Пушкина о золотой рыбке, по сути, как раз о гордыне и ее последствиях… Кто хочет забраться на самый верх, окажется внизу. Гордеца ждет падение, и чем больше гордыня, тем сокрушительнее это падение… Так и Тони Монтана, забравшись на вершину, упал – это метафорически показывает его полет с высоты здания вниз, в бассейн.
Гордыня отличается от гордости. И та, и другая основываются на нарциссизме, вот только формы нарциссизма различаются. У каждого человека есть базовый нарциссизм как представление о своей «хорошести» или «плохости». Он закладывается в раннем детстве до 3 лет, как следствие отношения к ребенку со стороны его окружения. Какие варианты формирования нарциссизма возможны?
Если ребенка любили и принимали, при этом не перехваливали; если указывали на ошибки, но не унижали и не отвергали; то в этом случае закладывается «здоровый нарциссизм».
Во взрослости такой человек проявляет гордость как чувство собственного достоинства. Он знает свои плюсы и минусы, гордится достижениями и признает ошибки. Обладает здоровой самооценкой и ставит перед собой реальную планку.
Ребенок, которого в детстве захвалили, сформирует «гипертрофированный нарциссизм», то есть завышенную самооценку и чувство собственной значимости. Вот это уже «гордыня» - во взрослости у него проявятся желание превосходства, доминирования, признания; постоянная конкуренция и попытка быть самым лучшим… То самое «Унижай, доминируй и властвуй».
Родители такого малыша амбициозны, они используют его как «нарциссическое расширение» - для самоутверждения. Хвастаются его достижениями (нередко – мнимыми или преувеличенными), чтобы ощутить собственную значимость.
В детстве он – центр семьи и царь; а во взрослости его ждет разочарование, потому что мир не стремится соответствовать его ожиданиям. И тогда у него есть выбор: или повзрослеть и обрести здоровую самооценку, реалистичные ожидания от мира; или остаться в детском эгоцентризме и злиться на мир за его «жестокость» и «безразличие».
А бывает так, что малыша уже в раннем возрасте критикуют, ругают, обесценивают. Родители могут срывать на нем свое плохое настроение или использовать как пешку в собственных играх: например, мать срывает на ребенке свою злость на отца, или отец издевается над ребенком, чтобы причинить боль матери… В этом случае закладывается низкая самооценка, «раненый нарциссизм».
А вот раненый нарциссизм может во взрослости проявляться двояко. С одной стороны, человек может показать себя закомплексованным, вечно виноватым, зажатым и неуверенным в себе человеком, ранимым и чувствительным к критике. Но в некоторых случаях возникает гиперкомпенсация, и он всем пытается доказать, что на самом-то деле он «Ого-го!» Хвастаться достижениями и проявлять гордыню, но за этим стоит не уверенность в себе, а, напротив, внутренняя раненость.
Вот именно «раненый нарциссизм» и побуждает героя фильма «Лицо со шрамом» столько всего добиться. Мы видим его маму как женщину строгую, религиозную и критически настроенную. Недовольную сыном.
Плюс к этому добавляется социальное положение Тони: бедный эмигрант в роскошном Майами… Социальная бесправность и униженность ранят нарциссизм и могут спровоцировать криминальную деятельность - бунт против общества и месть.
Как человек с раненным нарциссизмом, Тони Монтана идет по пути гиперкомпенсации, и это путь гордыни. Гордыня задает нереалистичную планку, и тогда разочарование и падение неизбежны. Быть «самым лучшим» никогда не получится, гордеца ждет разочарование, символическое падение. Что и происходит с героем фильма «Лицо со шрамом»…
Что делать, если Вы поймали себя на гордыне?
- Попытайтесь очертить ее границы: это гордыня какого рода? Что за достижение для Вас важно?
- Что стоит за Вашей гордыней на самом деле? Кому и что Вы пытаетесь доказать? Чье признание получить?
- Дайте себе свое собственное признание и любовь. Скажите себе, что можете уважать себя в любом случае. Даете себе право на ошибку.
- Проверьте: сохраняется ли ваш интерес к этому достижению?
- Переформулируйте цели, которые Вы перед собой ставите, на реалистичные.