+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

В сентябре 2018 в театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «С любовью не шутят» по пьесе Альфреда де Мюссе. И с любовью действительно не шутят, а если шутят, то закончиться такие «шутки» могут болезненно и трагически, что мы и видим в финале спектакля.

Дело в том, что сильные чувства (а что можно назвать сильным чувством, если не любовь) затрагивают наш самые глубинные слои Бессознательного. А у Бессознательного чувства юмора нет, для него все всерьез. Кроме того, материал, который любовные переживания поднимают из глубин Бессознательного, очень ранний, регрессивный, сакральный для нас. Происходит регресс в детские переживания, опыт первого сердечного контакта с миром (в отношениях с родителями), уходят наработанные во взрослости защиты. Поток эмоций разбивает логические построения, рациональные ожидания и умозаключения, простроенные планы – как морская волна рушит пеосчный замок.

Поэтому в сфере любви даже умный человек может вести себя глупо; сильный проявляет слабость; логик поступает иррационально; уравновешенность сменяется метаниями и т.д.

Сфера любви сакральна, в ней проявляются наши самые ранние и глубинные переживания. Можно сказать, что любовь обнажает душу, и на ней проступают все раны и шрамы...

Самый первый опыт сердечной близости происходит задолго до появления взрослых любовных отношений и отбрасывает нас в ранннее детство, а то и в утробу матери. В 1958 году английский психоаналитик Дональд Винникот ввел термин «холдинг»: это контакт матери с младенцем, во время которого она проявляет любовь, заботу, уход за ребенком в широком смысле этого слова – и на телесном уровне, и на эмоциональном. Позже холдинг стали понимать шире: он осуществляется не только матерью, но и всем окружением ребенка. Это символический контакт между ребенком и миром, закладывающий базу для дальнейших контактов.

Поэтому во взрослости в любви может повторяться самый ранний опыт взаимодействия с миром. К примеру, если ребенок был нежеланным, то потом он бессознательно выбирает партнеров, которые его отвергают, которым он не нужен. Если по отношению к ребенку совершалось физическое и/или эмоциональное насилие, то он выберет отношения, в которых будет абьюз (насилие, использование). Если малыш пережил разочарование в родителе, воспринимаемое как «предательство», во взрослости такой человек раз за разом будет снова переживать предательство и разочарование...

Это механизм самоподтверждения внутренних убеждений, повторяющийся сценарий. В трансперсональной психологии его называют СКО (системой конденсированного опыта): первая травма словно притягивает к себе подобные ей события. На самом же деле, мы сами так сценарируем свою жизнь. Еще 100 лет назад этому механизму дал объяснение отечественный физиолог А.А.Ухтомский, предложивший «теорию доминанты»: внутреннее убеждение активизирует определенный участок головного мозга, диминанту, и мы начинаем воспринимать реальность выборочно, обращая внимание лишь на те стимулы во внешнем мире, которые связаны с нашим убеждением и подтверждают его.

Сам А.А.Ухтомский приводит пример, связанный именно с любовными отношениями: если девушка убеждена, что все мужчины подлецы, то сколько бы у нее ни было благородных поклонников, она выйдет замуж именно за подлеца. Вот почему дочери алкоголиков чаще всего выходят замуж за алкоголиков, а мужчина, пострадавший от авторитарной матери, станет подкаблучником у властной жены...

Когда мы влюбляемся, то активизируются наши внутренние страхи, убеждения, сценарии. Вскрываются старые раны... Поэтому многие люди предпочитают вообще не влюбляться, живут с закрытым сердцем, избегая психологической интимности.

У них годами может не быть вообще никаких отношений, а сами для себя они выбирают рациональную аргументацию: «В наше время сложно создать семью, институт брака распадается...», «Я не нравлюсь женщинам, потому что нет крутой машины...», «Я не нравлюсь мужчинам, потому что недостаточно стройна» и т.д. Или же вступают исключительно в сексуальные отношения – так называемый «сценарий Казановы», за которым стоит страх открыться и раниться.

Поэтому в сфере любви мы все ранимы и уязимы, вне зависимости от того, сколько нам лет и насколько обширный любовный опыт был в прошлом. Здесь могут быть любые сюрпризы, поэтому шутки неуместны и могут быть фатальны, как в пьесе де Мюссе.

Спектакль «С любовью не шутят» - отличная иллюстрация нашей уязвимости в сфере любовных отношений и проявления заложенных сценариев. Внутренний сценарий включается, как по волшебству, и начинает сценарировать реальность: менять происходящее в соответствии с нашими бессознательными ожиданиями. Что мы видим?

Камиллу и Пердикана хотят поженить. Они юны, прекрасны и влюблены, но... сами же начинают создавать препятствия и рушить отношения. Ссорятся, мирятся, говорят неосмотрительные слова... Есть закон дисфункциональных (нездоровых) отношений: диада превращается в триаду, то есть в парные отношения втягивается третья сторона. Если ноги хромают, нужна палка для дополнительной опоры. Поэтому в «игру» героев оказывается включена Розетта – молочная сестра Камиллы. И... все заканчивается печально, но вы это увидите сами в финале спектакля.

Стоит отметить оригинальную постановку, необычные декорации, юмор, трогательную игру молодых актеров и ту творческую атмосферу, которая царит в театре Р.Виктюка и завораживает зрителей.

Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle