+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Фильм «Автора! Автора!» основан на реальных событиях. Подходит для семейного просмотра. От многодетного драматурга Айвена Травальяна уходит жена, оставляя на него всех детей, общих и своих от предыдущих браков. Он растит их, пишет пьесы и пытается найти себя. Ему помогают в этом искренняя любовь к детям и чувство юмора.

В одной из сцен он бросает жене:

– Ты не видишь в них людей! Пойми, они не просто дети, которых ты родила. Они – люди!

Это реальная история бродвейского драматурга Израэля Хоровица. В главной роли в 1982 году снялся Аль Пачино. Интересно, что с прототипом его героя Хоровицем актера связывало многолетнее знакомство, и его историю он видел своими глазами.

США, 1982
Режиссер: Артур Хиллер
В главной роли: Аль Пачино

Фильм примечателен тем, что в нем показан позитивный образ любящего, преданного, справедливого отца. А это дефицит и в кинематографе, и в жизни.

Итальянский аналитический психолог и психоаналитик Луиджи Зойя в своей известной книге «Отец» пишет об этой проблеме нашего времени, приводя конкретные примеры: образ взрослого мужчины в кинематографе и глянцевых журналах. В современной культуре преобладает образ мужчины как «партнера», но не «отца». С экрана и со страниц на нас смотрят красивые спортивные мужчины, они завоевывают женщин, но в них нет отцовства.

Это образ юноши, молодого мужчины, вне зависимости от реального возраста: этап мужского пути, когда нужно утверждать себя, искать и путешествовать, совершать подвиги, завоевывать женщин… Этап экспансии.

А вот зрелость, инициация на следующий этап подразумевает создание семьи, т.е. прочные партнерские отношений и отцовство. Не только биологическое отцовство, но и заботу о потомстве! Это этап взрослого мужчины, а не юноши. Именно отцовство делает юношу мужчиной, подобно тому как материнство превращает девушку в женщину. И, повторимся, с паспортным возрастом это не связано. Пенсионер может оставаться вечным юношей, а совсем юный молодой человек превратиться в мужчину.

Для этой инициации юноши в мужчину нужно не биологическое отцовство: в этом роль мужчины сводится к зачатию. Речь идет об отцовстве психологическом, в котором проявляются любовь, ответственность, забота… Можно так и не стать настоящим родителем для своих биологических детей, или наоборот — быть хорошим отцом для тех, кто не был тобой зачат. Если говорить про героя фильма Айвена, то он растит и своих детей, и приемных. Но любит их одинаково, и дети его тоже.

Именно такой мужской фигуры не хватает в современном обществе и искусстве. Хорошая отцовская фигура — дефицит для многих. Образ отца обесценивается, исключается из семьи. За последний исторический период в России и на Западе были мировые и гражданские войны, революции, массовые репрессии, голод, эпидемии. В итоге — высокая смертность среди мужского населения. Женщины были вынуждены взять на себя мужские функции, миллионы детей оказались без отцов, и им потом стало сложно создавать семьи и становиться хорошими родителями.

Как результат, образ отца в психике детей начал искажаться. Он перестал быть поддерживающим, любящим, защищающим. Какие это искажения?

ИСКАЖЕНИЯ ОБРАЗА ОТЦА

Отсутствующий отец. Отец, который не присутствует в пространстве семьи и физически, и психологически. Он словно бы исключен. Например, отец был репрессирован, и про это страшно и стыдно говорить. Или он ушел из семьи, и мать не может этого простить. На фигуру отца словно наложено табу, о нем даже не говорят. И ребенок, будь то девочка или мальчик, лишены и заботы отца, и понимания того, что же такое «отец» и «мужчина». Девочке будет сложно строить отношения с мужчинами, а мальчику — становиться мужчиной и отцом.

Дефицитарный отец. Он есть, но контакта с ним мало. Папа занят, надолго уезжает или только приходит в гости. Как это влияет на ребенка? Он начинает цепляться за контакт с мужскими фигурами и может оказаться в зависимых отношениях: любовных, дружеских, рабочих. На мужчин будет проецироваться фигура отца, который был хорошим в момент контакта, но его было мало, и контакт надо добрать.

Дистантный отец. Отец постоянно был на расстоянии, в первую очередь — психологически. Возможно, территориально он жил с ребенком, но близкий контакт с ним не установил. И тогда ребенок чувствует себя незащищенным, потерянным, никому ненужным. Во взрослости ему сложно устанавливать близкие отношения и доверять. Он может замкнуться в себе и предпочитать одиночество.

Бросающий отец. Резкое прерывание контакта с отцом: родитель мог трагически погибнуть или прервал общение с семьей, включая ребенка. Иногда это может быть выбором не его, а обиженной матери, препятствующей общению бывшего мужа с детьми. В этом случае у ребенка сочетаются страх брошенности и цепляние за контакт. Он может вести себя амбивалентно: то никого к себе не подпускать, то попадать в зависимые отношения.

Негативный отец. Образ отца становится страшным или стыдным. Возможно, это связано с реальным поведением родителя: например, он пьет, угрожает, бьет. Или же окружение создает для ребенка негативный образ отца, рассказывая, какой тот плохой. Это может генерализоваться и заложить недоверие ко всем мужчинам или даже в целом к людям, к миру.

Инфантильный отец. Мать-одиночка рискует гиперопекать сына и инфантилизировать его. Психологически он так и не вырастает, поэтому не может стать хорошим отцом. Если он и женится, то становится сыном для своей жены, а их дети превращаются тогда в «братиков и сестричек» и становятся конкурентами. Инфантильного отца можно любить, он может быть папой-праздником, но его не получается уважать. И невозможно ощущать себя защищенным — фигура отца слабая. Такой ребенок может компенсаторно рано повзрослеть или же повторить сценарий отца, оставшись психологически незрелым.

Феминный отец. Мальчик, тесно связанный с матерью (в силу отсутствия отца или нарушения контакта с ним), идентифицируется с женским образом. Его мужская идентификация так и не формируется или нарушается. В итоге он становится феминным, у него много женских черт и поведенческих проявлений. Нередко у него бывают гомосексуальные выборы, но он может и жениться, иметь детей. Обычно жена такого мужчины комплементарна ему — у нее мужское поведение. И дети теряются, они не могут понять: что мужское, а что женское? У них может сформироваться сценарий инвертированных женско-мужских отношений, то есть перевернутых, когда женщина играет мужскую роль, а мужчина — женскую.

Реабилитация фигуры отца, создание позитивного образа — важная задача и в реальной жизни, и в искусстве. Фильмов, в которых можно увидеть позитивный отцовский образ, увы, не так много. И они ценны!

В ЗАВЕРШЕНИЕ ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА:

«Тут полно акул. Не заходи в воду, пожалей животных!»

« – Я совершал плохие поступки. Но никогда, никогда не спал с замужними женщинами! – Разве она не была замужем за испанцем, когда вы начали встречаться? – Не лови меня на слове, я этого не люблю!»

«Папа, я никогда не выйду замуж! Даже если мне заплатят 150$».

« – Мне нравится папа, он такой же, как мы! Насколько это возможно для взрослого. – Только не говори это папе…»

« – Ты – отличный сын! – Сначала посмотри мои оценки по химии, потом говори».

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle