Фильм «Автора! Автора!» основан на реальных событиях. Подходит для семейного просмотра. От многодетного драматурга Айвена Травальяна уходит жена, оставляя на него всех детей, общих и своих от предыдущих браков. Он растит их, пишет пьесы и пытается найти себя. Ему помогают в этом искренняя любовь к детям и чувство юмора.
В одной из сцен он бросает жене:
– Ты не видишь в них людей! Пойми, они не просто дети, которых ты родила. Они – люди!
Это реальная история бродвейского драматурга Израэля Хоровица. В главной роли в 1982 году снялся Аль Пачино. Интересно, что с прототипом его героя Хоровицем актера связывало многолетнее знакомство, и его историю он видел своими глазами.
США, 1982
Режиссер: Артур Хиллер
В главной роли: Аль Пачино
Фильм примечателен тем, что в нем показан позитивный образ любящего, преданного, справедливого отца. А это дефицит и в кинематографе, и в жизни.
Итальянский аналитический психолог и психоаналитик Луиджи Зойя в своей известной книге «Отец» пишет об этой проблеме нашего времени, приводя конкретные примеры: образ взрослого мужчины в кинематографе и глянцевых журналах. В современной культуре преобладает образ мужчины как «партнера», но не «отца». С экрана и со страниц на нас смотрят красивые спортивные мужчины, они завоевывают женщин, но в них нет отцовства.
Это образ юноши, молодого мужчины, вне зависимости от реального возраста: этап мужского пути, когда нужно утверждать себя, искать и путешествовать, совершать подвиги, завоевывать женщин… Этап экспансии.
А вот зрелость, инициация на следующий этап подразумевает создание семьи, т.е. прочные партнерские отношений и отцовство. Не только биологическое отцовство, но и заботу о потомстве! Это этап взрослого мужчины, а не юноши. Именно отцовство делает юношу мужчиной, подобно тому как материнство превращает девушку в женщину. И, повторимся, с паспортным возрастом это не связано. Пенсионер может оставаться вечным юношей, а совсем юный молодой человек превратиться в мужчину.
Для этой инициации юноши в мужчину нужно не биологическое отцовство: в этом роль мужчины сводится к зачатию. Речь идет об отцовстве психологическом, в котором проявляются любовь, ответственность, забота… Можно так и не стать настоящим родителем для своих биологических детей, или наоборот — быть хорошим отцом для тех, кто не был тобой зачат. Если говорить про героя фильма Айвена, то он растит и своих детей, и приемных. Но любит их одинаково, и дети его тоже.
Именно такой мужской фигуры не хватает в современном обществе и искусстве. Хорошая отцовская фигура — дефицит для многих. Образ отца обесценивается, исключается из семьи. За последний исторический период в России и на Западе были мировые и гражданские войны, революции, массовые репрессии, голод, эпидемии. В итоге — высокая смертность среди мужского населения. Женщины были вынуждены взять на себя мужские функции, миллионы детей оказались без отцов, и им потом стало сложно создавать семьи и становиться хорошими родителями.
Как результат, образ отца в психике детей начал искажаться. Он перестал быть поддерживающим, любящим, защищающим. Какие это искажения?
ИСКАЖЕНИЯ ОБРАЗА ОТЦА
Отсутствующий отец. Отец, который не присутствует в пространстве семьи и физически, и психологически. Он словно бы исключен. Например, отец был репрессирован, и про это страшно и стыдно говорить. Или он ушел из семьи, и мать не может этого простить. На фигуру отца словно наложено табу, о нем даже не говорят. И ребенок, будь то девочка или мальчик, лишены и заботы отца, и понимания того, что же такое «отец» и «мужчина». Девочке будет сложно строить отношения с мужчинами, а мальчику — становиться мужчиной и отцом.
Дефицитарный отец. Он есть, но контакта с ним мало. Папа занят, надолго уезжает или только приходит в гости. Как это влияет на ребенка? Он начинает цепляться за контакт с мужскими фигурами и может оказаться в зависимых отношениях: любовных, дружеских, рабочих. На мужчин будет проецироваться фигура отца, который был хорошим в момент контакта, но его было мало, и контакт надо добрать.
Дистантный отец. Отец постоянно был на расстоянии, в первую очередь — психологически. Возможно, территориально он жил с ребенком, но близкий контакт с ним не установил. И тогда ребенок чувствует себя незащищенным, потерянным, никому ненужным. Во взрослости ему сложно устанавливать близкие отношения и доверять. Он может замкнуться в себе и предпочитать одиночество.
Бросающий отец. Резкое прерывание контакта с отцом: родитель мог трагически погибнуть или прервал общение с семьей, включая ребенка. Иногда это может быть выбором не его, а обиженной матери, препятствующей общению бывшего мужа с детьми. В этом случае у ребенка сочетаются страх брошенности и цепляние за контакт. Он может вести себя амбивалентно: то никого к себе не подпускать, то попадать в зависимые отношения.
Негативный отец. Образ отца становится страшным или стыдным. Возможно, это связано с реальным поведением родителя: например, он пьет, угрожает, бьет. Или же окружение создает для ребенка негативный образ отца, рассказывая, какой тот плохой. Это может генерализоваться и заложить недоверие ко всем мужчинам или даже в целом к людям, к миру.
Инфантильный отец. Мать-одиночка рискует гиперопекать сына и инфантилизировать его. Психологически он так и не вырастает, поэтому не может стать хорошим отцом. Если он и женится, то становится сыном для своей жены, а их дети превращаются тогда в «братиков и сестричек» и становятся конкурентами. Инфантильного отца можно любить, он может быть папой-праздником, но его не получается уважать. И невозможно ощущать себя защищенным — фигура отца слабая. Такой ребенок может компенсаторно рано повзрослеть или же повторить сценарий отца, оставшись психологически незрелым.
Феминный отец. Мальчик, тесно связанный с матерью (в силу отсутствия отца или нарушения контакта с ним), идентифицируется с женским образом. Его мужская идентификация так и не формируется или нарушается. В итоге он становится феминным, у него много женских черт и поведенческих проявлений. Нередко у него бывают гомосексуальные выборы, но он может и жениться, иметь детей. Обычно жена такого мужчины комплементарна ему — у нее мужское поведение. И дети теряются, они не могут понять: что мужское, а что женское? У них может сформироваться сценарий инвертированных женско-мужских отношений, то есть перевернутых, когда женщина играет мужскую роль, а мужчина — женскую.
Реабилитация фигуры отца, создание позитивного образа — важная задача и в реальной жизни, и в искусстве. Фильмов, в которых можно увидеть позитивный отцовский образ, увы, не так много. И они ценны!
В ЗАВЕРШЕНИЕ ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА:
«Тут полно акул. Не заходи в воду, пожалей животных!»
« – Я совершал плохие поступки. Но никогда, никогда не спал с замужними женщинами! – Разве она не была замужем за испанцем, когда вы начали встречаться? – Не лови меня на слове, я этого не люблю!»
«Папа, я никогда не выйду замуж! Даже если мне заплатят 150$».
« – Мне нравится папа, он такой же, как мы! Насколько это возможно для взрослого. – Только не говори это папе…»
« – Ты – отличный сын! – Сначала посмотри мои оценки по химии, потом говори».