+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Алкоголизм в России, увы, уже стал обыденностью. Этой проблемой уже никого не удивишь. А зря: ведь тогда получается, что алкоголизм стал нормой?..

Нельзя забывать о том, что это – болезнь, тяжелая, хроническая. Болезнь, от которой страдает не только сам алкоголик, но и его близкие. И, конечно, дети! Причем дети любого возраста, даже грудные. Так что же происходит с ребенком в такой семье? Что чувствуют дети алкоголиков?..  Нам рассказывает психиатр-нарколог, системный семейный психотерапевт, клинический генетик, профессор Валентина Дмитриевна Москаленко.

moskalenko

Валентина Дмитриевна Москаленко

Алкогольные (дисфункциональные) семьи  являются почвой для развития зависимостей и разнообразных проблем, в возникновении которых важны травматические события детства. Поэтому дисфункциональные семьи называют нездоровыми, а функциональные – здоровыми. В дисфункциональной семье один родитель болен алкоголизмом, но и второй родитель нездоров – он страдает созависимостью. И зависимость, и созависимость предполагают определенную модель поведении, нездоровую. Ребенку эмоционально приходится вдвойне нелегко….

Расти, взрослеть вообще всегда трудно.  А расти в алкогольном доме — непереносимо трудно. Миллионы взрослых мужчин и женщин выросли в семьях, где жизнь управлялась алкоголем. Миллионы детей и сейчас живут в таких семьях, если это можно назвать жизнью. Дети больных алкоголизмом переносят стресс, сравнимый с потерей близкого человека или с травматическим опытом ветеранов войны  (известным под названием посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР). Этот синдром возникает у ветеранов войны, когда они начинают приспосабливаться к мирной жизни после войны. Дети часто вынуждены выбирать, на чьей стороне воевать – на стороне мамы или папы. Иногда линия фронта проходит между родителями и детьми.

Нередко бывает и так, что ребенку легче ладить с пьющим родителем и труднее – с трезво живущим вторым родителем, страдающим созависимостью. Созависимые родители часто бывают раздражены, они устали от этой битвы. Они тревожны, нервозны, испытывают напряжение из-за поведения супруга. Неосознанно эти чувства родители транслируют детям. Малейшей провинности детей достаточно, чтобы  созависимый родитель  раздражился, расстроился, опечалился. Как говорил один мальчик из подобной семьи»Мама у нас всегда ругачая».

Созависимые родители отчаянно борются за то, чтобы в семье все было нормально. Они так поглощены приведением в порядок своего дома, что это истощает всю их психическую энергию и одной искорки достаточно, чтобы  опять произошел взрыв. Тогда они могут демонстрировать безучастное отношение к детям: «Делай, что хочешь, только оставь меня в покое». Все внимание поглощает больной алкоголизмом, вся жизнь в доме вертится вокруг него, вокруг его проблем. И дети чувствуют себя заброшенными, нежеланными, нелюбимыми.

 

Психика ребенка – как пластилин, из которого жизнь в алкогольной семье лепит определенный характер. И что же получается?

1 Низкая самооценка. У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят  и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе: «Я постоянно путаюсь под ногами», «Я приношу другим проблемы» и т.д.

Даже одного-двух подобных убеждений достаточно, чтобы у ребенка сформировалась низкая самооценка, поскольку эти послания идут от самых значимых лиц – родителей или лиц, их заменяющих.

2 Нет права на ошибки. В здоровых, функциональных семьях, разрешают делать ошибки. Ведь мы учимся на ошибках! Преодоление ошибок помогает росту и развитию. Члены семьи поощряют и взрослых, и детей исследовать незнакомые стороны жизни. Все члены семьи берут на себя ответственность за свои действия.

В здоровых семьях у детей развивается чувство принадлежности семье, в то же время в здоровой семье уважают и ценят индивидуальные различия.

Дети больных алкоголизмом видят себя через мутное стекло родительского взгляда на мир. Ошибки в алкогольной семье просто запрещены. Алкоголь подмывает и растворяет  самоуважение человека, всех членов семьи. Дети не знают, есть ли у них почва под ногами. Они не могут твердо стоять на своих ногах, поскольку их корни (родительская семья)  больны и слабы.

Неуверенность не только в завтрашнем дне, но и в том, что произойдет сегодня вечером, делает из детей маленьких солдат-часовых. Детям необходимо стоять на посту, чтобы быть готовыми встретить проблему и защитить себя. Они храбро сражаются, чтобы побороть в принципе неодолимую проблему. Непредсказуемость событий в семье – единственная постоянная и предсказуемая характеристика таких семей.

В алкогольных семьях если и наблюдается сплоченность, то это негативная сплоченность, замешанная на критицизме, насилии, непостоянстве, отрицании и чрезмерном стрессе. Личностный рост ребенка останавливается. Происходит фиксация на своем чувстве неадекватности, приниженности.

3 Критика. В здоровых семьях родители постоянно уделяют внимание тому делу, которое ребенок делает и завершает. При этом ожидания родителей реалистичны, похвала и поддержка постоянны. В алкогольных семьях завершенные дела ребенка получают признание и похвалу в зависимости от настроения родителей и от состояния родителя-алкоголика. Постоянным является критика, а не ободрение. Возможны оскорбления, насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное. Ожидания определяются уровнем алкоголя в крови больного члена семьи.

4Отрицание. Семья игнорирует алкоголизм и считает  допустимым именно такое безответственное поведение алкоголика. Отрицание  как форма психологической защиты помогает справиться с болью. Родитель отрицает то, что ребенок видит своими глазами. Ребенок в замешательстве, он начинает не доверять реальности. До девятилетнего возраста дети преимущественно воспринимают мир глазами родителей. Они  сомневаются и отрицают собственные восприятия. Затем они привыкают врать – миру, себе…

Внешне, на видимой сцене дети выглядят как будто нормальными. Мальчики и девочки стараются быть теми, кем они должны быть по мысли родителей – вывеской, визитной карточкой несуществующего благополучия семьи. Такие семьи называют фасадными. Снаружи все нормально, а внутри кошмар. Ад кромешный становится привычной ситуацией.

5Гнев – наиболее распространенная эмоция  детей, возникающая как реакция на алкоголизм родителя. Выражение, проявление гнева обычно запрещено детям, хотя взрослые  позволяют себе гневаться. Правда, взрослые редко служат здоровой моделью для выражения гнева. И ребенку не у кого научиться этому. Ребенок знает, что сердиться нельзя, это неправильно. Он часто прячет свой гнев под маской  напускной улыбки. Позднее это может привести к бедности чувств. Как писал Э.Фромм, «Вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге – и от самих чувств». Под гневом лежат боль, печаль, горечь существования.

6 Подавленность.   Дети больных алкоголизмом достоверно чаще описывают свое детстве как несчастливое по сравнению с детьми не больных алкоголизмом родителей. В зрелые годы они в два раза чаще болеют депрессиями, чем дети не больных алкоголизмом родителей. Но явно лучше чувствуют себе дети, чьи родители лечатся от алкоголизма и достигают длительного воздержания от употребления алкоголя.

7Страх. Непредсказуемость родительских ожиданий и реакций порождает  ощутимый страх неизвестного. Гнев в алкогольных семьях вообще не поддается пониманию, он бессмысленный и  постоянный. Все время кто-то на кого-то кричит, и кто-то кого-то обвиняет. Иногда члены семьи бьют друг друга. Глядя на все это, ребенок учится избегать конфронтаций, чтобы не добавлять ничего в постоянно кипящий котел.

8 Вина. Дети в алкогольных семьях часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство родителя. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родитель и пьет. Часто дети думают, что они в состоянии сдержать пьянство родителя, и это — иллюзия.

Став взрослыми, дети продолжают испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. В хаотическом доме алкоголика мало что может быть надежным, безопасным и контролируемым. Маме и отцу доверять нельзя. Ежедневная жизнь непредсказуема, болезненные чувства вытесняются и подавляются. Дети в алкогольных семьях тратят очень много энергии на то, чтобы просто быть, существовать, выжить.

9 Смущение и изоляция.   Дети прячут пьянство своего отца или матери, избегают приглашать к себе в дом друзей. Многие дети в таких семьях строят невидимые стены вокруг себя, живут больше в мечтах и фантазиях, чем в реальном мире. Они как будто инкапсулируют свои чувства и не открывают эту капсулу   до тридцати или сорока лет.

10 Горе, утрата.  Горе у детей больных алкоголизмом может проявляться на разных уровнях. Отсутствие нормальной семьи у ребенка может давать  чувство утраты, горя, потерянного детства. В дальнейшем это чувство может посещать человека время от времени. Помните слова А.П. Чехова «В детстве у меня не было детства»? Утрата беззаботного, радостного детства может быть причиной горевания. До наступления пубертатного возраста  процесс горевания от утраты родителя, утраты физической или  психологической («отец утонул в вине»), ясно не осознается ребенком. Затем это чувство препятствует развитию идентичности у подростка, осознанию себя уникальной личностью с чувством собственного достоинства и ценности. Неразрешенное чувство горя, утраты может омрачать жизнь и мешать построить свою семью.

Ядовитые послания  из страны детства

С какими представлениями о себе дети больных алкоголизмом вступают в зрелый возраст?

Они усвоили, по меньшей мере, четыре ядовитых послания:

  1. Я ничего не могу сделать, как следует;
  2. Я не могу правильно думать;
  3. Я никому не могу доверять, кроме как самому себе;
  4. Я не должен что-либо чувствовать или выражать свои чувства.

 

Упражнение «Пересматриваем прошлый опыт»

Прочитайте нижеприводимый список.

Вы начинаете выздоравливать тогда, когда цените весь свой прошлый опыт. Возможно, в прошлом у вас были эмоциональные лишения – преобладали одни чувства и не давали пробиться другим. Эмоциональные лишения задерживают рост личности.

Расслабьтесь. Приведите себя в комфортное состояние. Читайте ниже приводимый список и спрашивайте себя по каждому пункту: «Переживал ли я страх отвержения?» «Испытывал ли я трудности в достижении близких взаимоотношений?» Отметьте значком те переживания, которые имеют отношение к вашей прошлой жизни. Вы обнаружите, что кое-что из перечисленного имеет к вам отношение, а кое-что – нет. Не надо только испытывать чувство вины. Если какие-то важные для вас чувства, переживания, проблемы не включены в список, просто добавьте их.

  • Страх отвержения
  • Трудности в достижении близких взаимоотношений (интимности)
  • Недоверие
  • Напряженность
  • Резкие колебания настроения
  • Низкая самооценка, недостаток самоуважения
  • Булимия (переедание), нервная анорексия (отказ от еды)
  • Алкоголизм у себя или у важных для вас близких людей
  • Ложь у себя
  • Пристрастие к переживанию восторга, возбуждения
  • Зависимость
  • Случайные сексуальные связи или другие сексуальные нарушения
  • Проявления насилия со своей стороны либо наблюдение насилия со стороны значимых близких
  • Чрезмерная ответственность либо чрезмерная безответственность
  • Чрезмерные реакции на что-то либо чрезмерное равнодушие
  • Импульсивность
  • Склонность критиковать, судить себя и других
  • Невозможность расслабиться
  • Потребность контролировать других
  • Потребность получать похвалу и поддержку, одобрение
  • Компульсивное (почти насильственное) поведение у себя  либо у значимых близких (переедание, стремление к сверхдостижениям любой ценой, курение, злоупотребление психоактивными веществами)

Теперь вы яснее осознаете некоторые свои психологические особенности, которые могут создавать проблемы в вашей жизни.

Осознавать свои проблемы – очень важная часть исцеления. Осознать проблему – значит уже наполовину ее решить.

Возможность обсудить  некоторые из перечисленных проблем в условиях терапии приносит облегчение и надежду на исцеление.

 

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle