+7 (910) 455-04-45
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  г.Москва

Отношения Учителя и Ученика - тема сложная. Символически этот контакт отображает детско-родительские отношения.

"If you as a teacher are working correctly, you are helping people to move away from external authorities to find their own" (Bob Moore). "Если ты учитель работаешь правильно, то ты помогаешь людям уйти от внешних авторитетных фигур и найти их в себе самих (Боб Мор).

Подобно птенцу, вылетающему из гнезда, в процессе обучения ученик взрослеет и тогда закономерно уходит от учителя. В идеале, учитель должен этому радоваться. А вот в реальности бывает по--разному... На учителя могут влиять собственные проработанные проблемы. И что тогда?

Процесс сепарации всегда взаимен: не только ребенок отделяется от родителя, но и родитель от ребенка. У каждого своя сепарационная тревога и проблемы с сепарационной моделью. Ученик - символический "ребенок", учитель - символический "родитель"; здесь действуют те же механизмы. Какие ошибки чаще всего допускают учителя и родители?

1. Некоторые инфантильные родители бояться остаться "брошенными", они цепляются за своих детей, не отпускают, прибегая к самым разным манипуляциям.

Конечно, препятствуя отделению ребенка (ученика), они редко признаются, что действуют в собственных интересах. В большинстве случаев, напротив, начинают объяснять, что заботятся о ребенке (ученике): "Тебе еще рано!", "Ты не готов", "У тебя не получится", "Мир большой и страшный, а у мамы горячие оладушки"...

Такой родитель (учитель) инфантилизирует, отказывает в праве на взросление и самостоятельность, привязывает к себе. Такая пара родитель-ребенок, учитель-ученик может сосуществовать десятилетиями и наслаждаться "сладким симбиозом". Правда, развитию и взрослению этот процесс не имеет никакого отношения. Это псевдовзросление и иллюзия развития.

Инфантильный родитель/учитель инфантилизирует инфантильного ребенка/ученика... А если тот все же решит взрослеть и отделяться, то родитель/учитель ощутит брошенность и обвинит ребенка/ученика в предательстве и неблагодарности. Как одесская мамочка из анекдотов:

- Ты хочешь жениться? Ты хочешь сделать маму сиротой?!

2. Есть и другой тип "удерживающих" учителей. Ими движет не сепарационный страх брошености и одиночества, а страх... конкуренции. Вдруг ученик окажется успешней?

Ведь в идеале ученик и должен достичь большего, чем учитель, пойти дальше - так и осуществляется прогресс и развитие, будь то в науке, в искусстве и т.д. Но в учителе может проснуться конкуренция и зависть, ревность к успеху. Это говорит о собственной нереализованности, неудовлетворенности, нарциссической проблеме учителя.

Что он тогда делает? Обесценивает и разрушает ученика, и для последнего это по-настоящему опасная ситуация: ученик по-прежнему доверяет учителю, ооткрыт перед ним и не понимает, что ситуация кардинально поменялась. Учитель же не предупреждает, что между ними теперь война, а начинает тайные партизанские действия: портит репутацию ученика, обесценивает достижения, переманивает клиентов, заказы...

При этом учитель может даже не осознавать, что делает: трудно признаться себе в зависти, особенно к бывшему ученику. Такой учитель хочет сохранить позитивный образ себя, прежде всего в своих собственных глазах, поэтому он сперва убеждает самого себя в том, что его ученик плохой и все это заслужил. Начинает сам искренне верить в «плохость» и бесталанность вчерашнего ученика…

Конкурирующий и разрушающий учитель опасен для ученика, особенно на первых порах - он действует не на удержание, а на разрушение. И чаще всего – окольными путями, распуская сплетни, бросая обесценивающие комментарии… Увы, чаще всего в таких ситуациях люди и правда верят учителю: по-идее, он же должен знать своего ученика, значит, его словам можно доверять Но тут, как и в детективах, надо искать выгоду, и чаще всего она просто и нелицеприятна: деньги, потенциальные клиенты и заказы…

3. И есть учителя, воспринимающие учеников как "нарциссическое расширение" - часть себя, поднимающая собственную самооценку. Все их достижения и успехи они автоматически приписывают себе, во веки веков. «Да, мой ученик хорош, но исключительно потому, что он - мой ученик!»

Это полное отрицание автономии, независимости ученика. Даже больше: отрицание одушевленности, объектное отношение, как к своей руке, ноге или сумочке. Ученик - как модный аксессуар, поднимающий самооценку... Вот это уже – модель учителей нарциссического типа.

Во-первых, нарцисс не может признать, что не он в центре мира и в мире есть что-то, от него независящее. Согласно внутренней логике нарцисса, все в мире делается или для его блага, или ему назло. Поэтому ученик добился успеха лишь потому, что он – его ученик, благодаря его воспитанию и обучению. Или ученик добился этого назло учителю, что, опять же, делает учителя центром мира и главным действующим лицом в жизни ученика.

Во-вторых, нарцисс не может признать, что кто-то еще хорош и успешен – кто-то кроме него. И тогда надо либо обесценить чужой успех, либо приписать его себе. Такие учителя или обесценивают достижения учеников, или признают... и приписывают их себе. «Да, он этого достиг, конечно, он же мой ученик, я столько в него вложил(а)!»

Конечно, часть они обвиняют ученика в плагиате, явно или косвенно. Хотя это они сами претендуют на его идеи, открытия и достижения.

Остается радоваться тому, что помимо таких "учителей" есть учителя настоящие, взращивающие и отпускающие. Какие признаки «правильного» учителя?

  • Он не навязывает ученикам свои взгляды, мнения, выборы, суждения.
  • Не дает директивные указания и советы: как надо жить.
  • Побуждает ученика думать, размышлять, формировать собственное мнение, приходить к собственным решениям.
  • Проявляет человеческое уважение и не подчеркивает разницу в статусе.
  • Не поддерживает идеализацию, не требует особого отношения к себе как к «гуру», а остается собой.
  • Не использует ученика в своих личных целях и для своей собственной выгоды (сюда же относятся этические правила не вступать в сексуальную и любовную связь с учеником, не обращаться с личными просьбами и т.д.).
  • Принимает несогласие ученика, уважает его право не соглашаться с учителем.
  • Позволяет ученику быть собой, а не копировать учителя.
  • Ценит индивидуальность ученика и способствует ее становлению, поддерживает.
  • У правильного учителя ученик перерастает ученическую позицию, достигает зрелости и покидает учителя.
Автор - психолог Ирина Соловьева, для журнала "Наша психология"

Поделитесь статьей с друзьями!

 

Оставьте свой комментарий

Комментарии для сайта Cackle